Лекарства в труднодоступные регионы России будут доставлять дроны

Как доставка дронами в Африке спасает тысячи жизней

Недавно компании Wing (бывшей Google X), собирающейся доставлять товары дронами, впервые в США выдали статус авиационного перевозчика. А тем временем похожий сервис уже успешно работает в куда более сложных условиях! В непроходимых лесах и изнуряющей жаре. Что-то, что по-настоящему спасает жизни тысяч людей ежедневно. В конце апреля Zipline запустила свой сервис в Гане – дроны, которые с потрясающей точностью массово привозят медикаменты в госпитали по всей стране. На новый сервис полагается 12 млн человек. За такой системой, есть надежды, может быть будущее и в регионах России.

Во всем мире для доставки вакцин, медикаментов и анализов – как к больным, так и между медицинскими центрами, – чаще всего используются автомобили. На них перевозят чувствительные к температуре образцы и лекарства, кровь, органы для трансплантации и всё то, что работает только в течение нескольких часов. Если машина с таким грузом застрянет в пробке или в бездорожье, груз может стать непригодным. Еще хуже, если доставка идет в районы бедствия, когда счет идет на минуты. Прямой дороги там, бывает, нет – она затоплена, разрушена или идет через лесные пожары. Если даже спасатели не могут подобраться к людям, какой шанс у скорой помощи или медикаментов?

Поэтому в этой сфере, даже активнее, чем в случае с товарами, развивается доставка с помощью беспилотников. То, что это может быть чуть дороже, чем грузовик, набитый до отвала, тут не важно, главное – скорость, точность и проходимость. Дроны можно использовать в странах и регионах, где вообще нет дорог. Они позволяют доставлять хрупкие и чувствительные к времени грузы.

Несколько лет назад тестовая программа по доставке медикаментов и образцов крови дронами стартовала в Руанде. А теперь, после нескольких лет тестирования, тот же стартап, Zipline, расширяет свое действие на другую африканскую страну с похожими проблемами, Гану. План – в ближайшие годы спасти как минимум несколько сотен тысяч человек.

Как это работает

Компания Zipline, разработчик беспилотников и из Сан-Франциско, три года улучшала свою открытую в Руанде систему, модифицировала дроны и находила пути масштабирования проекта. В прошлом году ими был создан Zip 2 – беспилотник, который Time внесла в свой список «Лучших изобретений 2018 года». Площадка в Руанде сейчас отправляет препараты крови в 25 больниц, расположенных в самых труднодоступных районах страны. Zipline удалось сократить время доставки с двух часов до 20 минут, и таким образом уменьшить количество испорченных грузов на 95%.

Теперь проект выходит на совершенно новый уровень. При поддержке правительства Ганы, Zipline будет управлять 30 дронами из четырёх распределительных центров. Они станут ежедневно доставлять неотложные вакцины, кровь и спасающие жизнь медикаменты в 2000 клиник и госпиталей по всей стране.

Основатель Zipline Келлер Ринаудо в интервью журналистам рассказывает:

Мы будем делать 600 вылетов в день, доставка – для 12 млн людей. Наша цель – чтобы каждый пациент находился в 15-45 минутах от любого необходимого ему продукта, каким бы редким он ни был.


Счастливый Келлер Ринаудо

Президент Ганы Нана Акуфо-Аддо, присутствовавший на церемонии первого запуска дрона Zippline сообщил:

Ни один человек в нашей стране не должен погибать из-за того, что кровь или лекарство задержались по дороге до госпиталя. Поэтому мы запускаем такую службу доставки. Вы все, где бы вы ни жили, имеете право на необходимые для жизни лекарства.


На церемонии запуска

Дроны Zipline доставляют больше 150 неотложных вакцин, препаратов и пакетов с кровью для переливания. Охват в перспективе – до 22 млн человек. Это самая большая система доставки дронами в мире. Ей впечатлился даже Билл Гейтс, один из главных инициаторов проектов по вакцинации в Африке.


Управление запусками дронов


Капсула с медикаментами, которая загружается в центр беспилотника

Zipline использует флот автономных дронов – Зипов, которые вылетают из баз, называемых Гнёздами. Каждое Гнездо может хранить до 15 Зипов. Запуск производится катапультой, навигация осуществляется по GPS. Аппарат весит 10 кг и может везти до 1,5 кг. Медикаменты сбрасываются с прикрепленным парашютом на специальную точку рядом с больницей (точность – в пределах нескольких метров). При возвращении на базу дрон цепляется за натянутый в воздухе провод, который выступает как якорь и приземляет беспилотник на расстеленную на земле подушку. Дальность полета каждого аппарата – больше 120 км (60 км туда, и 60 км обратно).

Контракт Zipline рассчитан на четыре года, Гана будет оплачивать каждый успешный вылет. Совокупные расходы на проект составят около $12,5 млн. По данным сайта компании, совершено уже почти 14 тысяч доставок.

В планах на будущее у компании – например, помочь избежать тысяч ежегодных смертей, связанных с беременностью, которые вполне предотвратимы, если вовремя доставить донорскую кровь. Также недавно исследователи выяснили, что дронами можно доставлять органы для трансплантации: в процессе транспортировки ткани не повреждаются. Компания собирается расширить свою деятельность и получить разрешения на работу в других странах (в США должны дать уже в ближайшие месяцы), чтобы навсегда изменить индустрию доставки медицинских продуктов.

Успешные примеры

Zipline была основана Келлером Ринаудо в 2014 году. С тех пор стартап собрал $41 млн от таких инвесторов, как Google, Sequoia, сооснователь Microsoft Пол Аллен и сооснователь Yahoo Джерри Янг. Компания разрабатывает собственные беспилотники, системы запуска и посадки, а также софт для логистики.

Экономика тут очень простая. Мы используем маленькие, электрические, полностью автономные машины для прицельной отправки необходимых вещей. Это просто эффективнее, чем аналоговый способ доставки таких предметов.


Келлер Ринаудо на TED

Ранее похожий проект (только в гораздо меньшем масштабе) заработал в Швейцарии: автономная сеть, разработанная компанией Matternet, позволяет дронам доставлять медикаменты, образцы крови, биологические материалы и прочие грузы между больницами в некоторых крупных городах.

Главным нововведением у них является Matternet Station. Когда дрон приземляется, эта станция закрепляет его, заряжает и выгружает содержимое (люди могут помещать и забирать грузы, получая доступ с помощью QR-кодов). Кроме того, в таких станциях есть механизмы для регулирования маршрутов дронов. По словам главы компании Андреаса Раптопулоса, в городах Швейцарии автономная сеть позволяет дронам доставлять лекарства в течение 30 минут. При этом беспилотников там тоже работает не так уж много: всего один или два на станцию.

В конце марта в сотрудничестве с той же Matternet американская служба доставки UPS запустила эту же систему в США. Пока доставка работает только в городе Роли (штат Северная Каролина). Беспилотники курсируют по заранее определенному маршруту между больницами и медицинскими центрами. Дроны производства Matternet перевозят полезный груз весом до пяти килограммов на расстояние до 20 километров. Пока что это эта система используется в дополнение к обычной автомобильной доставке.

При этом доставка дронами оказывается на удивление безопасной. Испытания той же Wing от Google в США показали, что она на несколько порядков безопаснее для людей, чем курьерская доставка товаров при помощи автомобиля. В ходе исследований было проведено более 70 тысяч тестовых полетов и более 3000 пробных доставок к порогам домов – без единой непредвиденной ситуации или несчастного случая. Птицы дронов избегают (размах крыльев у Wing – 1 метр!), а в случае потери контроля они могут спокойно приземлиться на месте.


Доставка Wing

Такие беспилотники могли бы пригодиться и в России. Их «всепроходность» идеально подходит для отдаленных районов и нашего бездорожья. Достойных больниц во многих поселках и даже небольших городах больше нет, и дроны могут помочь с доставой вакцин и лекарств, и даже органов для трансплантации. Как вам такая идея? Тем более, пару дней министерство транспорта предложило разрешить свободные полеты беспилотников в России на высоте до 150 метров.

Однако в США, по данным Wall Street Journal, в ближайшие пару лет федеральные власти не ждут массового лицензирования такого сервиса доставки. Остаются нерешенными некоторые проблемы. В том числе – шум, конфиденциальность и необходимость управления новым типом воздушного движения. Если дроны в воздухе станут массовым явлением, за которым стоят компании, для них должны быть установлены дополнительные правила, чтобы избежать столкновений, конфликтов и других непредвиденных ситуаций.

Беспилотники на страже здоровья

Преимущество дрона перед другими летальными аппаратами состоит в том, что он дешев, компактен и не нуждается в специальных площадках для взлета и посадки. Более того, беспилотники могут освобождаться от груза, вообще не приземляясь – посылка опускается на землю с помощью троса.

Сейчас основная цель всех «беспилотных» стартапов – вывести свои разработки на американский рынок, но пока большая часть дронов только проходят испытания или вообще находятся на стадии проектирования. Быстрее всего применение беспилотникам находят в Африке, где с помощью дронов можно сократить время доставки жизненно необходимого для здоровья человека груза.

Дроны с кровью

Две калифорнийские робототехнические компании, Zipline и Matternet, начали применять дроны для доставки крови. Первая – крови для переливания, вторая – крови для анализов.

Zipline была основана в 2014 году и получила венчурное финансирование от известных фондов Sequoia Partners и Google Ventures, а также основателя Microsoft Пола Аллена. В общей сложности в Zipline было вложено примерно $18 млн. В конце апреля 2016 года Глобальный альянс по вакцинам и иммунизации (GAVI) подписал соглашение с Zipline и Фондом логистической компании UPS. Конечная цель этого сотрудничества – сделать специальные беспилотники для доставки по всему миру лекарств и вакцин, а пока проект разворачивается в Руанде. Фонд UPS выделил на это грант в размере $800 тысяч. В этом году правительство Руанды начнет использовать 15 беспилотников Zipline, чтобы доставлять кровь на 21 станцию переливания в западной части страны. Там, в отличие от других областей Руанды, преобладает гористая местность, поэтому оперативно подвозить кровь автотранспортом не получается, особенно в сезон дождей, который длится восемь месяцев в году. Как ожидается, использование беспилотников позволит сократить время доставки крови в 16 раз. Власти надеются, что проект особенно поможет женщинам. По данным ВОЗ, в Африке самый высокий в мире показатель материнской смертности из-за послеродового кровотечения.

Похожий, и тоже калифорнийский, стартап Matternet с помощью своих дронов перевозит кровь для анализов на ВИЧ. Американское Федеральное управление гражданской авиации (FAA) не разрешило стартапу испытывать беспилотники в США, так что первые полетные тесты прошли в 2012 году в Доминиканской республике и на Гаити. В марте 2016-го компания впервые испытала свой аппарат для перевозки крови (кровь была ненастоящая) в государстве Малави в Восточной Африке при содействии местного правительства и UNICEF.

Идея Matternet – с помощью дронов быстрее перевозить кровь, так чтобы жители страны могли быстрее узнавать свой ВИЧ-статус и соответственно раньше начать лечение. Сейчас эта процедура занимает почти десять недель. У Малави одни из самых высоких показателей заболеваемости ВИЧ в мире, от 10 до 15% взрослых заражены вирусом иммунодефицита. Каждый год в этой стране от ВИЧ умирает 10 тысяч детей. В 2014-м около 40 тысяч детей родились у матерей с положительным ВИЧ-статусом. А в начале апреля в Доминиканской республике был запущен проект доставки с помощью беспилотников Matternet образцов биологического материала и лекарств. В стартап было вложено не меньше $3,5 млн , большая часть инвестфондом Andreessen Horowitz.

Лекарства по воздуху

Первой в мире «лекарственный дрон» испытала австралийская компания Flirtey, но введение в эксплуатацию своих изделий заняло у нее больше времени, чем у двух вышеупомянутых калифорнийских стартапов. В июле 2016 года беспилотник Flirtey впервые доставил лекарства из аптеки в больницу. Доставка проходила в два этапа: сначала беспилотный самолет с неподвижным крылом, управляемый из Исследовательского центра НАСА в Лэнгли, перевез 24 пакета с лекарствами из аптеки в Вирджинии в аэропорт Lonesome Pine в округе Уайз, штат Техас. Потом за несколько полетов дрон перенес медикаменты на оставшееся от аропорта до клиники расстояние. Груз опустили с помощью троса рядом с больницей. Каждый полет беспилотника занял около трех минут.

Разработкой дронов для доставки лекарств активно занимаются Amazon и Google. Последняя в апреле получила патент на специальный «медицинский беспилотник». Предполагается, что он будет в экстренных случаях доставлять пациентам необходимые лекарства, адреналин, например. Калифорнийская Zipline тоже надеется помимо крови в самое ближайшее время начать перевозить на беспилотниках лекарства от ВИЧ/СПИДа, малярии, туберкулеза.

В апреле Airbus Group и производитель автомобилей Local Motors объявили о запуске конкурса на совместную с ними разработку беспилотника для скорой доставки «медицинских грузов» в труднодоступную местность. Первый приз – $50 000, поездка в Англию на Международный аэрокосмический салон и специальная куртка-бомбер.

Доставка органов

Еще одна довольно очевидная идея – доставка с помощью дронов донорских органов. Орган для трансплантации должен быть пересажен реципиенту в очень короткое время, и тут дроны могут оказаться просто незаменимы. В мае 2016 года EHang Holdings, китайский разработчик авиатехнологий, объявила о сотрудничестве с Lung Biotechnology PBC. EHang разрабатывает БПЛА для перевозки пассажиров, а Lung Biotechnology специализируется на создании технологий «производства» органов для пересадки, в частности, легких. Разрабатываются несколько вариантов – использование для пересадки легких свиньи, либо человеческого органа, выращенного из стволовых клеток. Компании договорились о сотрудничестве с целью в течение ближайших 15 лет разработать и произвести около 1 тысячи специальных аппаратов EHang, модернизированных для перевозки донорских органов. Предполагается, что автоматизированные электрические вертолеты будут дежурить около «органных фабрик» Lung Biotechnology, готовые доставить орган в любую точку США по заранее запрограммированому маршруту с учётом расположения реципиента а также площадок для подзарядки.Сумма инвестиций не разглашается.

Полетные правила

Несмотря на довольно внушительное число разнообразных стартапов в этой сфере, массового запуска «медицинских дронов» в США в ближайшее время ожидать не следует. Это связано с законодательными сложностями, считает гендиректор Zipline Келлер Ринаудо. Только в 2015 году в США появилась система регистрации и сертификации беспилотных воздушных средств для использования в коммерческих целях. К концу января 2016 года Федеральное управление гражданской авиации (FAA) зарегистрировало около 300 тысяч гражданских беспилотников.

В России с апреля 2016 года действует обновленный Воздушный кодекс, по которому все беспилотники взлетной массой свыше 250 граммов подлежат обязательной регистрации. Регистрацией займется Росавиация, однако для постановки на учет гражданам и компаниям, которые импортируют или сами производят на территории России беспилотники, потребуется также получить одобрение ФСБ. Интернет-портала для онлайн-регистрации в России, в отличие от США, пока нет.

В Госдуме предложили доставлять лекарства в труднодоступные села на дронах

В Госдуме предложили использовать беспилотные летательные аппараты для доставки лекарств в удаленные и труднодоступные местности. Соответствующее предложение зампред комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов направил министру здравоохранения Веронике Скворцовой. Чернышов отметил, что это помогло бы решить проблему доступности препаратов для граждан, проживающих в таких непростых районах.

Депутат предлагает разработать комплексную программу «Мобильные лекарства», которая позволит повысить уровень жизни населения труднодоступных и удаленных местностей. Пилотные проекты Чернышов предлагает запустить в нескольких регионах. Также предлагается привлечь региональные аптечные сети и учреждения здравоохранения для реализации этой программы.

«У нас в ряде регионов остается проблема, связанная со сложной логистикой и удаленностью проживания. То есть люди могут потратить много сил и времени, чтобы добраться из села в город и столкнуться с тем, что нужный им препарат опять не завезли в аптеку. При этом надо иметь в виду, что доставка на дом, а тем более жизненноважных вещей, — не только вопрос комфорта или логистики, но и необходимость для многих наших граждан, которые не имеют возможность или затрудняются выйти из дома», — отметил Чернышов в беседе с РИА Новости.

В частности, такая система помогла бы, по его словам, людям с ограниченными физическими возможностями, пожилым, матерям с маленькими детьми, людям, живущим в удаленных местах или за городом, да и просто занятым на работе, которым важна экономия времени.

Депутат отметил, что зачастую развитие инфраструктуры тормозят естественно-географические и демографические причины, а дроны могли бы стать способом доставки жизненноважных для людей препаратов, минуя эту неприятность.

Как ранее сообщали НЕВСКИЕ НОВОСТИ, для обследования недоступных земель петрозаводские власти начали использовать дроны. В 2020 году администрация города впервые применила метод обследования земель при помощи беспилотных летательных аппаратов для исследования более двух квадратных километров в районе Онежской флотилии, куда физически невозможно попасть в силу территориальных особенностей.

Источники:
http://vademec.ru/article/bespilotnye_proekty/
http://nevnov.ru/720840-v-gosdume-predlozhili-dostavlyat-lekarstva-v-trudnodostupnye-sela-na-dronakh
http://droidnews.ru/remontniki-nazvali-samye-chasto-lomayuschiesya-smartfony

Ссылка на основную публикацию