Новый цельнокомпозитный самолет ТВС-2ДТС совершил свой первый полет

На МАКС-2017 показали цельнокомпозитный биплан

Воздушный винт ТВС-2ДТС

Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени Чаплыгина совместно с американской компанией Honeywell представил на авиасалоне МАКС, проходящем в подмосковном Жуковском, новый легкий самолет ТВС-2ДТС, планер которого практически полностью выполнен из композиционных материалов. Представители института рассказали N+1, что в самолете не композитными являются только лонжероны и еще несколько небольших элементов, сделанных из алюминия.

В настоящее время в России действует программа развития малой авиации, разработанная Министерством промышленности и торговли России. Эта программа предусматривает разработку легкого самолета для местных авиалиний, который мог бы заменить устаревший многоцелевой самолет Ан-2, также известный как «Кукурузник». По словам представителя сибирского института, новый самолет является лучшей заменой устаревшим Ан-2, и, хотя, идеологически ТВС-2ДТС базируется на проекте «Кукурузника» ничего общего с ним уже практически не имеет.

Планер ТВС-2ДТС выполнен из препрегов, заранее пропитанной связующим полимером углеткани. При изготовлении такая углеткань по выкройкам нарезается на отдельные элементы, которые затем на специальной оснастке выкладываются послойно, вакуумируются в специальном пакете, а затем выпекаются в автоклаве при строго определенных температуре и давлении. Более подробно об изготовлении конструкций самолетов из препрегов можно почитать в нашем материале.

Сопряжение нижнего и верхнего крыла ТВС-2ДТС

Носовая часть ТВС-2ДТС

В прототипах нового легкого самолета, выполненного по схеме биплана, нижнее крыло имеет плавно загнутые кверху законцовки, которыми оно соединено с правой и левой консолями верхнего крыла. Такая схема, иначе называемая замкнутым крылом, позволяет отказаться от расчалок (поддерживающих аэродинамических опор), используемых в конструкции классического бипланного крыла. Замкнутое крыло имеет лучшие аэродинамические характеристики.

ТВС-2ДТС способен перевозить до девяти человек. Продолжительность полета ТВС-2ДТС составляет около 25 часов. Остальные летные характеристики самолета пока не определены. ТВС-2ДТС совершил первый полет 10 июля 2017 года, а 15 июля выполнил перелет на аэродром Летно-исследовательского института имени Громова в подмосковном Жуковском, где в настоящее время проходит авиасалон МАКС. В полете машина показала хорошую экономичность, надежность и относительную простоту управления.

Ан-2 — один из самых популярных советских самолетов. Всего были выпущены около 18 тысяч «Кукурузников», 1400 из которых до сих пор эксплуатируются российскими компаниями и ведомствами. Самолет широко использовался не только на местных маршрутах, но и в сельском хозяйстве при химических работах на полях. «Кукурузник» способен развивать скорость до 236 километров в час и выполнять полеты на расстояние до 990 километров. Самолет может перевозить до 12 пассажиров или грузы массой до 1,5 тонны.

Первый полет цельнокомпозитного самолета ТВС-2ДТС

Как сообщило ФГУП “Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С. А. Чаплыгина” (СибНИА, Новосибирск), 10 июля 2017 года на аэродроме Ельцовка в Новосибирске состоялся первый полет цельнокомпозитного самолёта ТВС-2ДТС, спроектированного и построенного в СибНИА. Были осуществлены пробежки и подлёты, а затем – двадцатиминутный полёт, прошедший успешно.

Цельнокомпозитный самолёт ТВС-2ДТС разработки ФГУП “Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С. А. Чаплыгина” в первом полете. Ельцовка (Новосибирск), 10.07.2017. Фюзеляж неокрашен (с) С.Иванцов / Александр Козлов / russianplanes.net ( ссылка )

Со стороны bmpd напомним, что самолет ТВС-2ДТС оснащен американским турбовинтовым двигателем Honeywell TPE331-12UAN взлетной мощностью 1100 л.с. и имеет цельнокомпозитную конструкцию со специально спроектированными крылом и фюзеляжем из углепластика. Cамолет создается по программе перспективного лёгкого многоцелевого самолёта (ЛМС) вместимостью 9 пассажиров в рамках Государственной программы по развитию малой авиации Министерства промышленности и торговли России.

Ранее СибНИА отрабатывало элементы конструкции ТВС-2ДТС (в первую очередь новое крыло) на самолете-демонстраторе ТВС-2ДТ, созданном на базе ремоторизованного самолета Ан-2 с тем же турбовинтовым двигателем. Первый полет ТВС-2ДТ в монопланной конфигурации состоялся в Ельцовке 6 декабря 2014 года, а в полной бипланной конфигурации с новым крылом состоялся там 10 июня 2015 года.

Цельнокомпозитный самолёт ТВС-2ДТС разработки ФГУП “Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С. А. Чаплыгина” в первом полете. Ельцовка (Новосибирск), 10.07.2017. Фюзеляж неокрашен (с) Comet / aviaforum.ru

Предполагаемый облик перспективного лёгкого многоцелевого самолёта (ЛМС). Плакат с презентации Сибирского научно-исследовательского института авиации им. С. А. Чаплыгина в Новосибирске в мае 2015 года (с) avro / aviaforum.ru

Видео первого полета ТВС-2ДТС (с) _BbIXYXOJIb _:

  • В новости упоминаются

Почувствуйте разницу (с).

Pilatus PC-12

Cessna 208

ну если нет пока своего движка, что делать? Если государство будет массово закупать такие самолёты, то найдутся и те, кому будет интересно спроектировать двигатель и построить линию по его сборке. Но я что-то сомневаюсь, что будет большой рынок у этих самолётов. Конечно желаю удачи отечественному продукту, но просто не знаю зачем они. Раньше много Ан-2 обрабатывали поля. Теперь поля обрабатывают наземными установками. Это удобнее фермерам, т.к. можно работать даже круглосуточно, химикаты распыляются максимально близко к культуре и их не сносит ветром. Я такой шнягой занимался после университета. Купил дельтолёты, нанял пилотов. Постоянно рамсы были с фермерами у них. То химикат сдуло со свеклы на гречу, греча “сгорела”, фермер отказался платить, то лесополосу из тополей пожгли. А самое главное они падают (пилоты). Один мой дельтолёт расхерачили, зацепив тополь. Благо пилот почти не пострадал. У конкурентов пилот зацепил провода, сгорел. У других конкурентов влетел в забор, расхерачил дельтолёт, больница, гипсы. Другое дело теперь опылители на автомобилях. Удобно, просто, дешевле. Есть и минусы, если дожди обильные, то в грязь не проедет машина по полю. Но тогда и опрыскивать смысла мало – смоет химикаты.

Может на северах такая машина пригодится. Хотя уже высказывался, что надо делать скоростные вертолёты или конвертопланы.

Кстати, лес можно обрабатывать от вредителей. Это да.

Ещё хотелось бы увидеть массовый 4-6 местный самолётик. Желательно с надёжным двиглом на Аи-95 или дизеле. Или ещё лучше с электродвижками и аккумуляторами. Очень хотелось бы.
И чтобы лизинг с льготной ставкой от государства. Вот здесь рынок будет куда шире. А на перечисление плюсов просто пальцев не хватает. Такой и для разных задач МЧС, полиции, скорой нужен. И для туризма ой как нужен. Смело можно по десятку в каждую туристическую зону России. Туристов катать и искать тех, кто уже “откатался” (простите за черный юмор).

У Як-52 и Як-18т движок был один и тот же. Вот по этому принципу и создать что-то вроде Як-118т. Ещё лет 15 назад чуть не купил Як-18т за 800-1500 тыс.руб можно было взять. Помешало то, что небо тогда было более закрытым. Полёты частникам легально было делать практически невозможно. Кто летал –
“пиратствовали” или чемоданы взяток возили тем, кто небо контролировал.
Если будет самолётик стоить 2-3 млн, то найдутся желающие купить. Может быть в долях. Москва с Питером просто таксопарки закупят.

надо делать скоростные вертолёты или конвертопланы

Так они же в эксплуатации дороже на порядок, разве нет?

Кмк аэродромы нормальные нужно строить. Вот опять, а там ведь население 13 тыс. человек и доход стране приносят немалый:
13.07.2017
Дожди размыли дороги и блокировали аэропорт в Бодайбо.

“Нужно несколько солнечных дней, чтобы взлетка просохла” – ну что это за хрень?!

Кстати, лес можно обрабатывать от вредителей. Это да.

Так они же в эксплуатации дороже на порядок, разве нет?

а это как считать. С одной стороны лётный час дешевле, как минимум потому, что самолёт меньше топлива жрет. С другой стороны, для самолёта надо сеть аэродромов. А для вертушки и чистой площадки достаточно.
Сеть аэродромов должна чиститься как минимум. Утрамбовываться, если грунтовка. Траву надо косить, сорняки выдирать и т.д Даже грунтовые аэродромы должны быть сухими. Если неделю дожди, то садиться опасно как минимум.

1 аппарат может обслуживать, скажем, 10 точек. Вот и посчитайте. Там где есть регулярка, там лучше самолёт. Где нет регулярного сообщения, вертушка выиграет.

Для патрулирования лесов совсем не обязательно короткий взлёт/посадку. Лучше самолёт пошустрее, чтобы патрулировать больший радиус и делать это быстрее => снижать удельные затраты.

Всё-таки на Западе давно не практикуют такое как Ан-2. Либо самолёт, но побыстрее, либо вертушка. Это тоже показатель.

Cамолет создается по программе перспективного лёгкого многоцелевого самолёта (ЛМС) вместимостью 9 пассажиров

Ещё хотелось бы увидеть массовый 4-6 местный самолётик.

Ещё хотелось бы увидеть массовый 4-6 местный самолётик.
4-6 и 9 разве не одно и тоже?

тут про 9 пассажиров. С пилотом +1 это 10.

Як-18т с двигателем 360 л.с. спокойно возит 4х и может даже с ними крутить средний пилотаж. Штопор, бочка, петля нестерова.

4х местная Цессна 172 вообще летает с двиглом 160 л.с. Очевидно без петель ;).

Поэтому 1100 кобыл на 10 человек это (имхо) черезчур. Мощности, я понимаю, много не бывает, но всё же упирается в денежку.

Вот конкретно я чего хочу, так это чтобы лётный час был сравним с использованием собственного автомобиля. Пусть в 1,5-2 раза дороже, но не в 10. Тогда заработают региональные перевозки. Рыбалка, туризм и т.д. Во всём мире это давно работает. Это у нас небо было закрыто и до сих пор его толком не открыли для частников, хотя всё сильно упростилось за 10 лет. Уже реально получить свидетельство эксплуатанта, уведомительный порядок полётов ввели, но слишком мало самолётов имеют сертификат для полётов в возд. пространстве России. А это пичалька.
Полно сайтов с объявлениями, где можно купить б/у самолёт за деньги, сравнимые со стоимостью хорошего автомобиля. Но летать на них в РФ не получится, т.к. не одобрен сертификат типа.

У нас на Алтае столько классных мест в радиусе 250-700 км. Тут гора Белуха, Горный Алтай, оз. Телецкое. Красоты. Пещеры (в т.ч. в одной нашли “денисовского человека” известного на весь мир), но добраться до всего этого не просто. Особенно для какого-нибудь европейца, который отмотает на регулярном рейсе ночку, никакущий потом едет в туравтобусе или его везут на базу. Потом на каком-нибудь УАЗике или ГАЗ-66 в горы. Или на лошадях. Не все это вынесут. А с детьми это ад. Надо, чтобы туристы прилетали, отдых до обеда, а потом на авиатакси 1-2 часа за 200-400 км. И по пути красоты насмотрятся, и не трястись по нашим двухполосным дорогам.
Что европейцу 200-400 баксов заплатить за туда-сюда полёты. У них 1 ночь в простенькой гостинице стоит столько.

Я сам туристом летал на Ми-8 по Горному Алтаю. Это же совсем другой туризм. За день можно посмотреть столько, чего на автомобиле за неделю не посмотришь или вообще не доедешь, т.к. дорог нет. Есть места, до которых лететь 15-20 минут, а ехать придётся объездными путями 700 километров! Но нанять Ми-8 это дорого. Если толпой, в 10 человек, то реально. Но не все же толпами путешествуют.

А в 900-1000 км от меня монгольские озёра. Монголы рыбу не едят, поэтому её там МНОГО. Съездить на монгольскую рыбалку мечта любого сибирского рыбака. Хариус по килограмму, таймени. Но ездят туда только на “заряженных” внедорожниках. У меня вот простая гранд-витара, мне туда ехать опасно. СТО там не найти.
И сколько таких мест в России..

Новый цельнокомпозитный самолет ТВС-2ДТС совершил свой первый полет

Одним из ярких экземпляров гражданской авиации, представленных в рамках 13-го международного авиасалона МАКС-2017, прошедшего в подмосковном Жуковском с 18 по 23 июля 2017г., стал новый самолет ТВС-2ДТС.

Официальные испытания цельнокомпозитного самолета были произведены 10.07.2017 на площадке Ельцовка под Новосибирском. Пробный полет длился около 20 минут и был признан успешным. Специалисты Сибирского научно-исследовательского института авиации им. С.А.Чаплыгина, подарившие жизнь новому летательному аппарату, позиционируют его как обновленную замену старому доброму АН-2, известному большинству звучным прозвищем «кукурузник».

Производство АН-2 в Советском Союзе было запущено через 2 года после завершения ВОВ и продолжалось до 1971 года. Помимо СССР, выпуск самолетов был налажен в Польше, КНР и некоторых других странах. Аппараты тех времен до сих пор выполняют значимые для многих отраслей задачи. Благодаря доступности в обслуживании и способности приземляться на любых, даже самых неподготовленных площадках, АН-2 нет равных в сельском хозяйстве и достойной альтернативы по многим параметрам на настоящий момент на рынке не представлено.

На самом деле, ТВС-2ДТС похож на АН-2 только снаружи. Во всем остальном сибирским специалистам удалось создать абсолютно уникальную и неповторимую в своем роде модель, которая в самом ближайшем будущем займет достойную нишу на рынке гражданской авиации.

Основу корпуса самолета составляет углепластик – это его главная особенность. Свойства материала придали аппарату уникальные характеристики.

Справочно. Углепластик (карбон) представляет собой многослойное полотно, состоящее из углеродных волокон, помещенных в оболочку из полимерных термоактивных смол. Карбон легче стали и алюминия, обладает способностью сохранять форму вплоть до температур в +2000С, устойчив к коррозии, обладает высокой степенью прочности и упругостью. Кроме того, предметы, изготовленные из углепластика, хорошо смотрятся.

ТВС-2ДТС оснащен системой запуска двигателя компании «ТЭЭМП», в ее основе – гибридный накопитель. Система позволяет обеспечивать мощность, необходимую для запуска, через суперконденсаторы, а удерживать питание бортовой сети – через аккумуляторы. Таким образом, масса конструкции снижается более чем на 50 кг, а аккумуляторный ресурс увеличивается в 2,5 раза. Более того, только суперконденсаторы способны работать при температурах ниже -50С.

Нельзя не отметить и конструктивные особенности аппарата, так называемое «замкнутое крыло» сделало его легко узнаваемым. Суть конструкции в следующем: законцовки нижнего крыла плавно загибаются кверху и соединяют элемент с обеими консолями крыла верхнего. Таким образом отпадает необходимость в применении расчалки, классики жанра биплана.

Массовое производство ТВС-2ДТС планируется запустить в течение двух ближайших лет. Получивший высокую оценку летательный аппарат нового поколения предназначен для работы в самых разных условиях, в том числе и в сложных климатических зонах. К нему будут предъявляться повышенные требования по показателям надежности и устойчивости, а также к длительному периоду возможной работы без дозаправки топливом.

Имея своим предшественником самолет целого поколения АН-2, ТВС-2ДТС придется нелегко в вопросе достижения авторитета и популярности как в России, так и за ее пределами, однако создатели и конструкторы убеждены в том, что это лишь вопрос времени, причем самого ближайшего.

На МАКС-2017 показали цельнокомпозитный биплан

Воздушный винт ТВС-2ДТС

Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени Чаплыгина совместно с американской компанией Honeywell представил на авиасалоне МАКС, проходящем в подмосковном Жуковском, новый легкий самолет ТВС-2ДТС, планер которого практически полностью выполнен из композиционных материалов. Представители института рассказали N+1, что в самолете не композитными являются только лонжероны и еще несколько небольших элементов, сделанных из алюминия.

В настоящее время в России действует программа развития малой авиации, разработанная Министерством промышленности и торговли России. Эта программа предусматривает разработку легкого самолета для местных авиалиний, который мог бы заменить устаревший многоцелевой самолет Ан-2, также известный как «Кукурузник». По словам представителя сибирского института, новый самолет является лучшей заменой устаревшим Ан-2, и, хотя, идеологически ТВС-2ДТС базируется на проекте «Кукурузника» ничего общего с ним уже практически не имеет.

Планер ТВС-2ДТС выполнен из препрегов, заранее пропитанной связующим полимером углеткани. При изготовлении такая углеткань по выкройкам нарезается на отдельные элементы, которые затем на специальной оснастке выкладываются послойно, вакуумируются в специальном пакете, а затем выпекаются в автоклаве при строго определенных температуре и давлении. Более подробно об изготовлении конструкций самолетов из препрегов можно почитать в нашем материале.

Сопряжение нижнего и верхнего крыла ТВС-2ДТС

Носовая часть ТВС-2ДТС

В прототипах нового легкого самолета, выполненного по схеме биплана, нижнее крыло имеет плавно загнутые кверху законцовки, которыми оно соединено с правой и левой консолями верхнего крыла. Такая схема, иначе называемая замкнутым крылом, позволяет отказаться от расчалок (поддерживающих аэродинамических опор), используемых в конструкции классического бипланного крыла. Замкнутое крыло имеет лучшие аэродинамические характеристики.

ТВС-2ДТС способен перевозить до девяти человек. Продолжительность полета ТВС-2ДТС составляет около 25 часов. Остальные летные характеристики самолета пока не определены. ТВС-2ДТС совершил первый полет 10 июля 2017 года, а 15 июля выполнил перелет на аэродром Летно-исследовательского института имени Громова в подмосковном Жуковском, где в настоящее время проходит авиасалон МАКС. В полете машина показала хорошую экономичность, надежность и относительную простоту управления.

Ан-2 — один из самых популярных советских самолетов. Всего были выпущены около 18 тысяч «Кукурузников», 1400 из которых до сих пор эксплуатируются российскими компаниями и ведомствами. Самолет широко использовался не только на местных маршрутах, но и в сельском хозяйстве при химических работах на полях. «Кукурузник» способен развивать скорость до 236 километров в час и выполнять полеты на расстояние до 990 километров. Самолет может перевозить до 12 пассажиров или грузы массой до 1,5 тонны.

Ancksunamun › Блог › “Кукурузник будущего” впервые взлетел

Здратути… новости из мира авиации)))

Впервые поднялся в небо цельнокомпозитный биплан ТВС-2ДТС, который в обозримом будущем займет нишу легкого многоцелевого самолета Ан-2, известного в народе как «кукурузник»
Специалисты Сибирского научно-исследовательского института авиации им. С. А. Чаплыгина (СибНИА) подняли в воздух свое новое творение — цельнокомпозитный биплан ТВС-2ДТС. Полет состоялся 10 июля 2017 года на аэродроме Ельцовка (Новосибирск). Самолет находился в воздухе 20 минут, испытания признали успешными.

Главная особенность самолета заключается в том, что его планер почти полностью выполнен из углепластика. Данное техническое решение призвано снизить массу летательного аппарата и улучшить ряд летных характеристик. Биплан получил американский турбовинтовой двигатель Honeywell TPE331-12UAN, имеющий взлетную мощность 1100 л. с. Самолет способен транспортировать до девяти человек.

Машину оборудовали оригинальным нижним крылом с плавно загнутыми кверху законцовками, которые соединяют его с правой и левой консолями верхнего крыла. Такая схема получила название «замкнутое крыло». Ее применение позволяет не использовать расчалки, которые необходимы для «классического» биплана. Решение, примененное на ТВС-2ДТС, также позволяет достичь лучших аэродинамических характеристик. Ранее инженеры СибНИА уже испытывали крыло на самолете-демонстраторе ТВС-2ДТС. Он совершил первый полет в июне 2015 года.

В самом Сибирском институте новый цельнокомпозитный биплан называют ключевой новинкой российской малой авиации. Отметим, что создание замены Ан-2 предусматривает государственная программа, разработанная экспертами Министерства промышленности и торговли России

Ан-2, также известный как «кукурузник», — один из самых массовых самолетов в мировой истории. Его начали производить в 1947 году, и на сегодня построено более 18 тыс. таких летательных аппаратов. В СССР машину производили до 1971 года, затем до 2002 года Ан-2 выпускала Польша. По имеющимся данным, «кукурузник» до сих пор производят в КНР.

Главные достоинства самолета — простота в эксплуатации и дешевизна. Ан-2 может приземляться на неподготовленные грунтовые площадки, что делает его оптимальным для применения, в частности, в сельском хозяйстве. Именно так, кстати, родилось второе название — «кукурузник»: дело в том, что самолет активно применяли в период массового засева советских полей кукурузой.

Первый в мире цельнокомпозитный ТВС-2ДТС достойный преемник легендарного Ан-2

Российские конструкторы создали первый в мире цельнокомпозитный самолет

Буквально на днях новый самолет впервые поднялся в воздух с новосибирского аэродрома Ельцовка и после нескольких стандартных маневров благополучно вернулся на землю.

Весь полет занял чуть больше двадцати минут, а выполнили его лично директор Сибирского научно-исследовательского института авиации им. С.А. Чаплыгина (СибНИА) Владимир Барсук и руководитель Авиационного центра сертификации этого института Игорь Мосейкин.

Теперь руководители СибНИА намерены показать свое детище на авиасалоне МАКС в Жуковском, куда самолет должен долететь без дозаправок и промежуточных посадок. По словам начальника институтского ОКБ Вячеслава Писарева, весь полет из Новосибирска в Москву займет порядка двенадцати часов, а чтобы ТВС-2ДТС хватило топлива, его оснастят дополнительным баком.

Вдвое экономичнее Ан-2

Напомним, что сама идея создания небольшого, но эффективного отечественного самолета для замены морально устаревшего Ан-2 появилась примерно пять лет назад. Еще Сергей Шойгу, занимавший в то время пост губернатора Московской области, пообещал «лечь костьми», но возродить производство «кукурузников», которые незаменимы в сельском хозяйстве — они используются для распыления с небольшой высоты удобрений и гербицидов.

Правда, на первых порах предполагалось сконцентрироваться на усовершенствовании Ан-2 — в частности, оснастить этот самолет новым двигателем Honeywell. Но после смены власти в Киеве от модернизации Ан-2 решили отказаться. И понятно почему. Не секрет, что любые работы по изменению конструкции украинской машины требовали получения разрешений от создателя лайнера — ОКБ Антонова, которое все контакты с Россией прекратило.

Именно поэтому в Минпромторге решили сделать ставку на самолет принципиально новой конструкции, который в итоге и создали в СибНИА. Причем эта машина по всем параметрам превзошла украинского предшественника.

Так, уже известно, что ТВС-2ДТС сможет развивать скорость 300 км/ч и выполнять полеты на расстояние до двух тысяч километров, тогда как Ан-2 с трудом разгонялся до 200 км/ч, а максимальная дальность полета у него составляла немногим более тысячи километров.

Не менее важно и то, что грузоподъемность нашей машины превышает две с половиной тонны, против полутора тонн у Ан-2. Таких характеристик специалистам СибНИА удалось добиться благодаря беспрецедентно широкому использованию композитных материалов. Из них сделаны не только сами крылья самолета и все элементы их механизации, но и фюзеляж.

Все это вкупе с новым американским турбовинтовым двигателем Honeywell мощностью 1100 лошадиных сил обеспечило ТВС-2ДТС выдающиеся технические характеристики. Эта машина оказалась почти вдвое экономичнее Ан-2, но при этом сохранила его главные достоинства — невысокую скорость на взлете и малую длину для разбега (порядка 200 метров). Но самое главное, широкое применение композитов в ТВС-2ДТС обеспечили нашему новому самолету высочайшую прочность и надежность по сравнению с Ан-2.

Известно, что конструкция украинского самолета практически полностью выполнена из металла, а его крылья обтягиваются специальным материалом, который на скорости более 250 км/ч начинает деформироваться. Что же касается ТВС-2ДТС, то для него поломки такого рода в принципе невозможны. Вопрос лишь в том, когда этот лайнер будет запущен в серию.

Будет ли серия

Научный руководитель СибНИА Алексей Серьезнов уже заявил, что серийное производство ТВС-2ДТС предполагается организовать в течение ближайших двух лет на одной из промышленных площадок в Новосибирской области.

«Скорее всего, оно будет создано в Бердске, причем в рамках государственно-частного партнерства, — говорит он.

— Спрос государства на такие самолеты оценивается в триста машин, из них примерно сто может быть востребовано в Вооруженных Силах и еще двести — в санитарной и пожарной авиации».

На начальном этапе в СибНИА рассчитывают выпускать порядка двадцати самолетов в год. Но прежде необходимо выпустить опытную партию из пяти машин, которые отправятся на испытания для получения сертификата типа воздушного судна. Весь проект создания нового производства самолетов оценивается примерно в два миллиарда рублей.

Где найти эти средства, в СибНИА пока не знают, но говорят, что переговоры уже идут сразу с несколькими партнерами, в том числе из Казахстана. Тем не менее, учитывая, что окупаемость проекта наступит, по словам Алексея Серьезнова, уже после выпуска пятидесяти самолетов, игра явно стоит свеч. Во-первых, новый российский композитный самолет будет стоить порядка 1,5 млн долларов.

Это всего лишь на 30% дороже Ан-2, но почти на четверть дешевле американского самолета Cessna 208B Grand Caravan, наиболее близкого к нему по классу. Во-вторых, спрос на такие машины явно превысит три сотни, о которых говорят в СибНИА. Не секрет, что в свое время было выпущено порядка 18 тысяч Ан-2, из которых около 10 тысяч — в нашей стране.

Сейчас в России осталось чуть менее полутора тысяч «кукурузников», и большинство из них уже не пригодны к эксплуатации. Заменить эти самолеты, по сути, нечем. Ан-2 не выпускается уже пятнадцать лет, а американские машины типа Cessna слишком дороги, да и по своей эффективности наверняка будут проигрывать нашему ТВС-2ДТС.

Интересно, что после того, как новый кукурузник будет запущен в производство, руководство СибНИА намерено интенсифицировать работы над новым самолетом для местных линий на замену Як-40.

Этот лайнер, разработку которого ведут новосибирские ученые, тоже предполагается сделать цельнокомпозитным.

Как говорит Владимир Барсук, такой самолет будет иметь максимально возможную дальность полета — пять тысяч километров, вместимость порядка 30–40 мест, он сможет взлетать и садиться на грунтовые полосы и использоваться на авиалиниях как малой, так и средней протяженности. Заметим, что в этом случае широкое применение композитных материалов представляется весьма спорным решением.

Не секрет, что в мировой авиационной промышленности сверхпрочные углепластики начали активно применяться в середине 1980-х, прежде всего на магистральных авиалайнерах. Тогда их доля, например, в узкофюзеляжных моделях Airbus A320 и Boeing 737 составляла 10–15%. А сейчас в модернизированных версиях таких лайнеров она достигает 25%.

Что же касается широкофюзеляжных самолетов, то их новые модели состоят из композитных материалов уже на 50%. Это объясняется тем, что композиты позволяют резко снизить вес самой конструкции и, соответственно, расход топлива. Но значительный выигрыш возможен только в случае перелетов на дальние расстояния. А вот на коротких маршрутах он практически незаметен.

Именно поэтому доля композитных материалов в региональных самолетах редко достигает 25%. Как правило, из композитов в них сделаны только элементы механизации крыльев, киль и хвостовое оперение. Что же касается самолетов для местных линий или машин специального назначения вроде пожарной и сельскохозяйственной авиации, то широкое применение композитных материалов, ставшее модной тенденцией в мировом авиапроме, никакого серьезного выигрыша с точки зрения топливной эффективности не несет.

В России испытали «кукурузник» будущего

Совершил первый полет цельнокомпозитный биплан ТВС-2ДТС, который в обозримом будущем займет нишу легкого многоцелевого самолета Ан-2, известного в народе как «кукурузник».

Специалисты Сибирского научно-исследовательского института авиации им. С. А. Чаплыгина (СибНИА) подняли в воздух свое новое творение — цельнокомпозитный биплан ТВС-2ДТС. Полет состоялся 10 июля 2017 года на аэродроме Ельцовка (Новосибирск). Самолет находился в воздухе 20 минут, испытания признали успешными.

Главная особенность самолета заключается в том, что его планер почти полностью выполнен из углепластика. Данное техническое решение призвано снизить массу летательного аппарата и улучшить ряд летных характеристик. Биплан получил американский турбовинтовой двигатель Honeywell TPE331-12UAN, имеющий взлетную мощность 1100 л. с. Самолет способен транспортировать до девяти человек.

Машину оборудовали оригинальным нижним крылом с плавно загнутыми кверху законцовками, которые соединяют его с правой и левой консолями верхнего крыла. Такая схема получила название «замкнутое крыло». Ее применение позволяет не использовать расчалки, которые необходимы для «классического» биплана. Решение, примененное на ТВС-2ДТС, также позволяет достичь лучших аэродинамических характеристик. Ранее инженеры СибНИА уже испытывали крыло на самолете-демонстраторе ТВС-2ДТС. Он совершил первый полет в июне 2015 года.

В самом Сибирском институте новый цельнокомпозитный биплан называют ключевой новинкой российской малой авиации. Отметим, что создание замены Ан-2 предусматривает государственная программа, разработанная экспертами Министерства промышленности и торговли России.

Главные достоинства самолета — простота в эксплуатации и дешевизна. Ан-2 может приземляться на неподготовленные грунтовые площадки, что делает его оптимальным для применения, в частности, в сельском хозяйстве. Именно так, кстати, родилось второе название — «кукурузник»: дело в том, что самолет активно применяли в период массового засева советских полей кукурузой.

Многие из построенных машин летают более 40 лет, и налет некоторых за это время превзошел отметку 20 тыс. часов. Причем отказываться от Ан-2 не спешат.

Источники:
http://vpk.name/news/186698_pervyi_polet_celnokompozitnogo_samoleta_tvs-2dts.html
http://tehnika.expert/novosti-texniki/celnokompozitnyj-samolet-tvs-2dt.html
http://nplus1.ru/news/2017/07/19/tvs2dts
http://www.drive2.ru/b/479565466545685326/
http://tvoi54.ru/posts/918-pervyi-v-mire-celnokompozitnyi-tvs-2dts-dostoinyi-preemnik-legendarnogo-an-2.html
http://naked-science.ru/article/hi-tech/v-rossii-ispytali-kukuruznik
http://hightech.fm/2017/09/22/sors

Ссылка на основную публикацию