Создан поезд, работающий на водородном топливе

Водородный поезд: революция в энергетике?

На этой неделе в Германии начал работать первый в мире поезд на водородных элементах. При нулевом уровне вредных выбросов он может перевозить до трехсот пассажиров со скоростью в 140 километров в час. Уникальный поезд, работающий на «воде и кислороде» получил название Coradia iLint. Сам такой состав по цене пока превосходит обычный дизельный, но его эксплуатация обойдется дешевле, и он максимально экологичен, что важно потребителям развитых стран.

Означает ли появление водородного поезда настоящую революцию в мировой энергетике? Попробуем разобраться.

Главным топливом для миллионов транспортных единиц являются нефтепродукты. Сжигание «черного золота» в двигателях внутреннего сгорания выгодно малочисленным владельцам нефтяных скважин, но очень нерационально. Считается, что знаменитый русский ученый Дмитрий Менделеев сравнил подобное использование нефти с топкой печи денежными ассигнациями. Гораздо разумнее получение из нее всевозможных пластиков и синтетических тканей. Кроме того, не стоит забывать, что нефть – это исчерпаемый природный ресурс.

Поиски альтернативных источников энергии идут уже давно. Это и дешевая, но опасная атомная энергетика, ветряные и приливные электростанции, накопители энергии Солнца и т.д. Все это очень интересно, но не вполне подходит для миллионов автомобилей, поскольку для их зарядки понадобятся миллионы мощных аккумуляторов, которые также производятся с использованием редкоземельных элементов. Модные сегодня «Теслы» не могут стать массовым видом транспорта в обозримом будущем по целому ряду причин.

Рассматривается вариант использования биотоплива. Но и оно имеет недостатки при очевидных плюсах, это: использование для его производства растений, пригодных для питания, что представляет определенную этическую проблему при наличии голодающих стран, при его выработке также тратится электроэнергия и выделяется углекислота в атмосферу. Но в ряде стран, например, Бразилии, биоэтанол, вырабатываемый из сахарного тростника, способен занять свою рыночную нишу.

Ученые предложили использовать энергию, заключенную в водороде. Благодаря реакции электролиза его можно добывать из воды. Для этого требуются мощные источники энергии вроде атомной электростанции. Но что, если пустить процесс выработки электричества прямо в двигателе, подумали разработчики? Взрывоопасный газ превратили в стабильное соединение под названием боргидрид натрия. Топливный бак разместили на крыше германского поезда. Энергия для двигателя вырабатывается безопасно с помощью водородных элементов посредством электрохимической реакции. Для оптимизации расходов электричества предусмотрены аккумуляторы, которые ее накапливают и выдают в нужное время.

Эксперты не считают пока водородные двигатели панацеей от всех проблем, но в этом направлении заключен большой потенциал. Для его раскрытия необходимы огромные инвестиции в инфраструктуру и время. Но ведь и автомобили с ДВС смогли стать массовыми лишь когда были построены дороги под них с сетью топливных заправок.

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

В этот понедельник европейский железнодорожный производитель Alstom запустил первый в мире поезд Coradia iLint на водородных топливных элементах, превращающих водород и кислород в электричество. Максимальная скорость – 140км/час, рассчитан на 300 пассажиров.

Два новых поезда курсируют между городами Куксхафен, Бремерхафен, Бремерворд и Бакстехуде в Нижней Саксонии в Германии. Маршрут составляет около 100 км.

2 года назад на выставке InnoTrans 2016 в Берлине Alstom впервые представила Coradia iLint. Запуск регионального поезда без выбросов CO2, являющегося подлинной альтернативой дизельному топливу, позволил Alstom стать первыми в мире железнодорожными производителями, сконструировавшими пассажирский поезд на основе водородной технологии. И только два года спустя запущен в эксплуатацию.

Coradia iLint — пока единственный в мире пассажирский поезд, работающий на водородном топливном элементе, который производит электроэнергию для тяги. Этот поезд с нулевым уровнем выбросов излучает низкий уровень шума, при этом выхлопными газами являются только пар и конденсированная вода. ILint — это особенное сочетание различных инновационных элементов: чистого преобразования энергии, гибкого хранения энергии в батареях и умного управления тяговым усилием и доступной энергией. Специально разработанный на неэлектрифицированных линиях, он обеспечивая при этом высокий уровень производительности.

ILint был создан командами Alstom в Зальцгиттер (Германия), центром передового опыта для региональных поездов, а также в Тарбе (Франция), центром передового опыта для тяговых систем. Проект осуществляется при поддержке Министерства экономики и мобильности Германии, а развитие Coradia iLint финансировалось правительством Германии в рамках национальной инновационной программы по водороду и топливным элементам (NIP).

Европейская комиссия описала водород как энергоноситель с «большим потенциалом для чистой и эффективной мощности в стационарных, переносных и транспортных применениях». Он уже используется в автомобилях по всему миру. Например, в настоящее время в шотландском городе Абердин работает парк автобусов с водородным топливным элементом.

В Alstom говорят, что покупка такого поезда обойдется дороже обычного, но зато он дешевле в эксплуатации.

К 2021году планируется отправить еще 14 поездов с нулевым уровнем выбросов в Нижнюю Саксонию. Во Франции первый должен быть запущен к 2022г. Также перспективу замены обычных поездов на водородные рассматривает Великобритания, Нидерланды, Дания, Норвегия, Италия и Канада

Поезд на водороде – европейский технологический прорыв с оговорками

Запуск в Германии поезда на водородных топливных элементах стал несомненной технологической удачей – но о революции в транспорте говорить пока рано.

Поезд Coradia iLint

Внешне Coradia iLint ничем не отличается от обычных поездов, курсирующих по всей Германии на небольших расстояниях – разве что своим небесно-голубым цветом, символизирующим экологичность. Внутри новый поезд вообще неотличим от своих собратьев. А вот с технической точки зрения Coradia iLint – это прорыв, так как это первый в мире поезд на водородных топливных ячейках. Причем, это не прототип: после первого торжественного рейса в воскресенье, 16 июля, он уже запланирован для повседневной рейсовой работы между городами Бремерфёрде, Куксхафен, Бремерхафен и Букстехуде в федеральной земле Нижняя Саксония.

На смену дизелю

До сих пор этот участок железнодорожного сообщения не был электрофицирован, что не является в Германии такой уж редкостью, и движение осуществлялось на дизельных поездах. Их постепенно и должны заменить собой электрички Coradia iLint. Они представляют собой небольшие поезда с двумя электромоторами, электричество для которых поступает не из воздушной контактной сети, а из источника энергии в самом поезде. На крыше Coradia iLint установлена цистерна с водородом и топливный элемент (или ячейка). В нем водород соединяется с кислородом, в результате чего возникает электрический ток.

Выбросов вредных веществ в атмосферу, как у дизельных двигателей, при этом не возникает – в качестве результата электрохимической реакции в топливном элементе в окружающую среду выделяется только вода. И еще преимущество: поезд движется практически бесшумно.

Максимальная скорость Coradia iLint – 140 км в час. Дальность поездки на одной заправке – от 800 до 1000 километров, а сама заправка длится около 15 минут.

Недостатки водородных топливных элементов

Эксперты называют топливные элементы на водороде идеальной технологией получения энергии в будущем. Однако минусы у нее тоже есть. Например, водород в цистерне на крыше поезда получен не естественным путем, а в результате процесса электролиза воды, на который потребовалось потратить много электроэнергии, полученной вовсе не всегда экологически чистым способом.

Интерьер Coradia iLint

В ответ на это производитель Coradia iLint – французский концерн Alstom – уже пообещал построить предприятие по производству водорода с помощью электричества с ветряных электростанций.

Другой проблемой является фактическое отсутствие “водородной инфраструктуры” – то есть водородных заправок. Здесь тоже пока речь о только будущем. Например, в немецкой федеральной земле Гессен, где сейчас тоже обсуждают старт пригородных поездов на водородном топливе, запланировали строительство водородной заправочной станции. Точные сроки пока неясны.

Европейское решение для водородного топлива

Что же касается начавшего курсировать на севере Германии Coradia iLint, то водород ему в первое время будут доставлять из Нидерландов. Кстати, и само производство “чудо-поезда” тоже вполне общеевропейское.

Нулевой выхлоп

Ведущие страны мира пересаживаются с нефти на водород. Почему Россия остается в стороне?

Глобальное потепление и его потенциально катастрофические последствия вынуждают ведущие страны мира искать альтернативы ископаемому топливу, чтобы снизить влияние выбросов на атмосферу. Потенциальной заменой нефти и газу может стать водород — его уже успешно тестируют в Германии и Великобритании. Наиболее перспективная сфера использования — железнодорожные перевозки: водородные поезда придут на замену дизельным тепловозам. Однако будущее безобидного для природы газа неоднозначно — вред от производства водорода может быть куда большим, чем позитивный эффект от его использования. «Газированные» поезда — в материале «Ленты.ру».

Голубой вагон

Передовые страны одна за другой начинают проводить политику декарбонизации, то есть снижения выбросов углекислого газа в атмосферу. Помочь решить проблему выбросов призван водород — транспорт на этом газе позволит свести выбросы в атмосферу практически до нуля. Главный претендент на водород — дизельные тепловозы, на которые приходится порядка 20 процентов нынешних железнодорожных перевозок в Европе.

Впервые поезда на водородном топливе представили во Франции в 2016-м, однако сейчас такие электрички уже возят пассажиров в Нижней Саксонии (Германия) между городами Куксхафен, Бремерхафен, Бремерферде и Букстехуде.

Материалы по теме

Материалы по теме

Материалы по теме

Материалы по теме

Французская компания Alstom запустила поезд Coradia iLint в Германии, который работает на водородном топливе. Впервые пассажиры прокатились на нем в понедельник, 17 сентября. «Первый в мире водородный поезд входит в коммерческое обслуживание и готов к серийному производству», — сказал на церемонии открытия генеральный директор Alstom Анри Пупар-Лафарж.

Перспективный транспорт

Разработку представили еще в 2016-м, на выставке InnoTrans в Берлине. Спустя два года поезда начали курсировать по трассе протяженностью 100 километров на севере Германии. Состав проходит по маршруту, который соединяет города Бремерферде, Куксхафен, Бремерхафен и Букстехуде. Торжественная церемония, на которой присутствовал министр экономики и транспорта Нижней Саксонии Бернд Альтусманн, состоялась в Бремерферде, где находится заправочная станция.

Источник фото: Pixabay

Менеджер проекта Штефан Шранк сказал, что поезд поможет сохранить экологию, несмотря на то, что стоит дороже дизельного аналога. Он также отметил, что в ближайшее время на водородный транспорт может перейти весь мир. К слову, транспортное министерство Нижней Саксонии планирует в ближайшее время заменить все дизельные поезда. На эти цели государство выделило 81,3 миллиона евро.

Приложение для парковки и заправка электрокара: в Химках тестируют новые технологии

Новые поезда могут появиться в Великобритании, Дании, Норвегии, Нидерландах, Канаде, Италии и Финляндии. Запуск первых водородных составов во Франции состоится не ранее 2022 года.

Главный специалист ООО «ИнЭнерджи» Станислав Грудилин рассказал «360», что такие поезда актуальны лишь там, где есть водородная инфраструктура. Если же в местности водород не производят, то все сооружения на этом топливе малореализуемы. «Без инфраструктуры его [поезд] нет смысла покупать. То есть если нет водорода дешевого или никто не понимает, как можно его использовать, то смысла, по большому счету, нет, он эффективности никакой не покажет», — сказал эксперт.

Водород перспективен там, где есть протяженность маршрута транспортного средства больше 100 километров. Там выгоднее закачивать в баллоны водород и тратить его, нежели чем тратить заряд аккумулятора, например. Это будет эффективнее. Все, что едет свыше 100 километров за один рейс, например, грузовик, фура, поезд, корабль, — там водород, в принципе, оправдан

Безопасное топливо

Поезда синего цвета вмещают в себя 300 пассажиров. На крыше состава расположены цистерна с водородным топливом и топливный элемент. В результате соединения водорода и кислорода топливные элементы поезда производят электричество, образуя при этом лишь воду и пар.

Источник фото: Pixabay

Двигатели внутреннего сгорания, которые также работают на водородных элементах, считаются надежными и высокоэкологичными. Избыточная же энергия накапливается в литий-ионных батареях, установленных в поезде. От них же питаются все бортовые системы и электромоторы.

Ученые из Красноярска изобрели топливо из водорослей с илом

«Наш поезд способен развивать скорость до 140 километров в час, и при этом он является экологически безопасным, так как процесс получения электрической энергии из водородного топлива происходит без вредных выбросов в атмосферу. Еще одно преимущество водородного поезда — его практически полная бесшумность», — сообщили официальные представители Alstom.

На одной заправке состав может преодолеть около тысячи километров. Это расстояние равно тому, что на данный момент преодолевают современные дизельные поезда. Единственные минус, по мнению компании, — стоимость содержания и самого состава, и водородных заправок. Цена на данную услугу может выйти в несколько раз дороже, чем содержание обычных поездов.

Представители компании заверяют, что поезд не выбрасывает вредные вещества в атмосферу. Грудилин также отметил, что если «примут курс» на снабжение водородом всех потребителей, то это позволит в два раза повысить эффективность утилизации углеводородного топлива — и будет некоторый положительный эффект для экологии. «По крайней мере, мы перестанем дышать выхлопными газами», — отметил собеседник.

С точки зрения экологии это целесообразно. С точки зрения снижения использования полезных ископаемых, если у вас эффективность использования повышается в два раза, то, соответственно, мы этих углеводородов будем просто употреблять в два раза меньше. Если мы употребляем этих углеводородов меньше, то выбросов углекислого газа будет меньше, любых других отходов также будет меньше. Это должно в два раза улучшить общую ситуацию на планете

Собеседник также считает, что водородные поезда безопасны. В случае аварии водород улетучится в атмосферу за считаные миллисекунды. Взрыв же из-за столкновения может произойти лишь в закрытом пространстве, где вещество смешается с воздухом. «На открытом воздухе он [водород] не взрывоопасен», — подытожил собеседник «360».

Первый в мире водородный поезд выходит в серийное производство

Через год в Германии начнут ходить поезда на водородном топливе. Речь идет о разработанном французской Alstom поезде Coradia iLint. Это первый в мире водородный поезд, который может совершать поездки на значительные расстояния и который запущен в серийное производство.

На крыше Coradia iLint установлена цистерна с водородным топливом и топливный элемент, с помощью которого энергия водорода преобразовывается в электрический ток. Поезд сможет достигать скорости 140 км/ч. Одной заправки ему хватит на 600–800 км пути. Его испытания производитель планирует закончить уже в 2016 году.

Как сообщает немецкая газета Die Welt, поезд начнет курсировать по маршруту Букстехуде—Куксхафен в немецкой федеральной земле Нижняя Саксония с декабря 2017 года. По словам министра транспорта Нижней Саксонии Олафа Лиса, до конца 2020 года Alstom должна поставить 14 поездов Coradia iLint. Позже водородные поезда начнут использоваться еще в трех немецких землях — Северный Рейн-Вестфалия, Баден-Вюртемберг и Гессен.

Предполагается, что в итоге они заменят 4 тыс. дизельных региональных поездов, действующих в Германии на неэлектрофицированных участках железных дорог. В Alstom сообщают, что интерес к таким поездам также выразили Нидерланды, Дания и Норвегия.

Ранее уже были представлены несколько водородных поездов. Для обозначения всего рельсового транспорта с водородным двигателем, включая поезда, трамваи и др., существует термин hydrail (сокращение от hydrogen rail, то есть водородный железнодорожный транспорт). Ежегодно с 2005 года в разных городах мира проводятся конференции по hydrail. Первые прототипы поездов на водородном топливе были представлены в Японии еще в 2004 году. В прошлом году китайская China South Rail Corporation продемонстрировала собственный трамвай на водородном топливе.

Если в железнодорожном транспорте водородные двигатели массово пока не использовались, автомобили на водородном топливе уже производятся. Среди компаний, которые производят такие автомобили,— Toyota, Honda и Hyundai. Разработкой автомобилей на водородном топливе занимаются также Daimler, Audi, BMW, Ford, Nissan и др.

Согласно докладу, опубликованному компанией Information Trends, водородные автомобили будут все больше распространяться в ближайшие десятилетия: если в 2017 году их продажи составят лишь 100 тыс. штук, то уже в 2026-м — 1,1 млн, а в 2032-м — 5 млн. Продажи таких автомобилей к 2032 году достигнут $250 млрд в год.

Первый в мире поезд на водородном топливе запустили в Германии

16 сентября уникальный поезд на водородном топливе совершил свой первый испытательный рейс.

Модель Coradia iLint доставила пассажиров в город Бремерфёрде. Уже в скором времени поезд начнёт совершать рейсы по стандартным маршрутам, сообщает издание DW.

Максимальная скорость составляет 140 километров в час. Уникальность этого подвижного состава в том, что в движение его приводит цистерна с водородом, установленная на крыше. Топливные элементы помогают преобразовывать водород в электрический ток, не нанося ущерба окружающей среде. На запасах одной такой цистерны можно проехать более тысячи километров.

Поезд был создан французской компанией на заводе в Германии. Власти страны планируют в будущем (с 2021 года) заменить все дизельные региональные поезда водородными.

Дубликаты не найдены

У немцев это в крови

Да, да, да. “Никак вы, блядь, не научитесь” (С) Геральт

Тут прикидывал в уме недавно на тему водородного топлива. Экология там, блаблабла, зелёная энергия. Чего-то, выходит, нихрена она не зелёная, да и не энергия вовсе.

Водород получать электролизом, потом его обратно сжигать в воду, так на электролиз энергии больше надо, чем получаешь обратно. То есть, сжигаем уголь/мазут/мирный атом, получаем электроэнергию, пускаем её через воду, получаем водород, сжимаем/сжижаем его, потом, наконец, получаем рабочий ход двигателя с КПД пусть. ну даже 40%. охрененно выгодно и дофига экологично. Не экологичнее ли сразу на угле ехать?

(И это я ещё говорю про самый экологичный способ получения водорода – элекролиз. В промышленности же его получают либо из тех же углеводородов, либо газификацией угля).

почему все забывают про ветрянныеприливные станции, ГЭС.. и они прилично энергии дают. Так что при желании можно экологичную систему выстроить.

С чего это вы в один ряд ставите ГЭС и приливные? ГЭС давно работают, дают одни из самых дешевых э/э, и никто про них не забывает. А приливные, даже по сравнению с ветром, очень дорогие. Их только на гранты строить.

вы сильно заблуждаетесь.

солнечная энергетика уже сейчас приносит заметный вклад и стремительно прогрессирует в плане стоимости и кпд. за 1 год цена панелей в 4 раза снизилась.

Тут больше даже упор не на показатели сейчас, а на скорость с которой всё в этой отрасли прогрессирует. Через 20 лет цена будет совсем мизерной, а технологии достаточными для обеспечивания любых потребностей. Вопрос пока стоит только как эту энергию сохранять.

С 2004 по 2013 годы электроэнергии, производимой в Евросоюзе из возобновляемых источников, выросла с 14 % до 25 %

ГЭС вообще производят 15% энергии в мир в целом. Это очень дохера.

Атомная энергетика это конечно круто. Но вы уж слишком сильно на ней зациклились, расхваливая в каждом первом посте Росатом. Постарайтесь быть более объективным. Вы из них делаете какого-то мессию, которого никому в мире не догнать. А если взглянуть на цифры – то их прибыль в 52 раза меньше прибыли той же Эппл, заказывающих смартфончики на китайском заводе. да и конкурентов у них вагон и маленькая тележка, которые не отстают.

Тот же названный вами БН 800. Аналоги этого реактора (тоже на быстрых нейтронах) работали и в США, и в Японии, и во Франции, просто были закрыты.

Ну и не будем забывать. Множество стран (помимо вышеперечисленных), обладавших и более перспективными исследованиями чем мы и большими возможностями, решили отказаться от атомной энергии.

Вы конечно можете сказать что все их ученые идиоты, а вот именно Вы умнее всех их вместе взятых, но звучать это будет так себе.

Кроме полного отказа от ядерной энергетики есть мероприятия и тенденции по её стагнации и сокращению. Как некоторые лидеры атомной энергетики — США, Великобритания, Франция, Германия (после аварии на АЭС Три-Майл-Айленд, а также аварии на Чернобыльской АЭС) и особенно Япония (после аварии на АЭС Фукусима-1), так и некоторые другие имеющие АЭС страны закрыли значительное их количество. Согласно докладу о состоянии индустрии ядерной энергетики глобально в отрасли наблюдается спад. Пик производства ядерной энергии был зафиксирован в 2006 году (2660 ТВт·ч). Доля ядерной энергетики в глобальном производстве электричества снизилась с 17,6 % в 1996 году до 10,7 % в 2015 году. 164 реактора были закрыты

Добавлю. Сегодня только на пикабу читал про возможный прорыв в добыче солнечной энергии, так что если это выстрелит цена будет только падать. https://pikabu.ru/story/inzhenernaya_nakhodka_v_11_raz_povyi.

Почему только солнечные панели? Это 1 из элементов. +ГЭС + энергия ветра + геотермальная энергетика и т.д. Это все слихвой покроет потребности частных потребителей. Это реально УЖЕ сейчас. Но я говорю про задел на 20 лет, с учетом в 10 раз говорю, невероятно быстрого прогресса в этой сфере.

Для промышленности, и правда, в ближайшие лет 10-20 зеленой энергии будет недостаточно, хотя кто знает. Но даже и в этом случае нефти и газа помимо нас в мире валом, да и в атомной энергетике мы далеко не монополист.

Ну поизучайте вопрос как зеленая энергетика влияет на природу. Гораздо более щадяще, даже учитывая современные КПД, процессы производства и утилизации, что уж говорить о будущем (в который раз, учитывая невероятно быстрый прогресс это отрасли)

Стоимость без субсидий? Да уже полно примеров когда она окупается, а что будет через 20 лет? (. )

Про гуманитарные грузы я поржал. Выключите телевизор 🙂

И как вы здорово проигнорировали все нуудобные вам факты про атом в своем ответе. Ну это довольно типично)

Назовите мне регион, где много солнца, ветра и рек, и геотермальные источники чтобы можно было сделать независимую систему “зеленой” энергетики?

Вы знаете, что значит солнечная постоянная? Вот это возможный теоритический предел получения энергии, только если вы с солнцем что-то не сделаете.

У меня дачный дом был 3 года на солнечных батареях, потому что не было обычной линии рядом. Поверьте, это очень дорого, и каждые 2-3 года менять аккумуляторы, а у меня были хорошие. К тому же КПД солнечных панелей очень сильно падает с течением времени + траты на обслуживание (уборка, мойка, обслуживание) и т.д. В итоге у меня киловатт выходил почти в 3 раза дороже, чем обычный, и это на промежутке 3 года.

Я так понимаю у вас невероятное вера в светлое будущее, что там будут летающие автомобили, бесплатная энергия и т.д.? Вы воспитывались на фильмах типа “Назад в будущее 2”? То, о чем вы говорите смешно, потому что электромобили были еще в начале 20-века изобретены, а сейчас это какой-то как буд-то ноу-хау. Все технологии, которые сейчас выдаются за прорыв были описаны еще в книге “занимательная физика” 60-70-хх годов, все эти технологии, и ветрогенерации, и солнечных панелей и т.д. все это уже было, сейчас только по чуть-чуть увеличивают КПД, и даже если в процентах это выглядит внушительно, в абсолютных числах это копейки. Вы понимаете, что никаких прорывных технологий в этой сфере не было уже лет 50, и с чего вы взяли, что за 10 лет будет какой-то кардинальный прыжок?

с 2000 года в зеленую энергетику вбухали уже больше 4 трлн долларов, а ее доля в совокупном балансе всего 2-3%.

По поводу зеленой энергетики – изучите опыт южной Австралии, как там поднялись цены и постоянные перебои со снабжением.

А что там с атомом? Похожие проекты будут только запущены ориентировачно через 5 лет, не говоря уже про то, что достижения запланированной мощности этого еще несколько лет.

Источники:
http://masterok.livejournal.com/4782728.html
http://www.dw.com/ru/%D0%BF%D0%BE%D0%B5%D0%B7%D0%B4-%D0%BD%D0%B0-%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B5-%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%80%D1%8B%D0%B2-%D1%81-%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8/a-45525961
http://lenta.ru/articles/2019/10/21/vodorod/
http://360tv.ru/news/tekst/pervyj-vodorodnyj-poezd/
http://www.kommersant.ru/doc/3134887
http://pikabu.ru/story/pervyiy_v_mire_poezd_na_vodorodnom_toplive_zapustili_v_germanii_6160158
http://www.zdrav.ru/articles/4293659454-qsq-19-m03-01-marshrutizatsiya-patsientov-v-poliklinike-algoritm

Ссылка на основную публикацию