Создана технология, позволяющая улучшить интеллектуальные способности человека

Саморазвитие без фокусов

Трезвый подход к личностному росту и популярной психологии

Развитие умственных способностей у взрослых: упражнения и рекомендации

Прослыть слишком умным боится разве что какой-нибудь школьник (а вдруг начнут ботаником дразнить?). Взрослые люди понимают: интеллекта не бывает слишком много.

Если бы существовала волшебная палочка, позволяющая мгновенно улучшить мышление и прокачать эрудицию, она мигом сделалась бы хитом продаж.

Можно ли развить интеллект во взрослом возрасте?

Есть мнение, что «умнеть» надо в юности: дескать, разменивая третий десяток, человек достигает своего потолка; дальше остаётся одна задача — удерживаться на занятых позициях.

Это представление в недавнем прошлом разделяли даже учёные.

К. Грэйс, автор учебника «Психология развития» («Питер», Санкт-Петербург-Москва-Харьков-Минск, 2000), пишет:

Ранее теоретики и исследователи утверждали, что интеллектуальные способности достигают своего максимума в возрасте около 20 лет, однако теперь очевидно, что это заключение основано на неправильной интерпретации ограниченных данных исследований, доступных в то время.

Наблюдения, которые проводились в 20 веке по методу лонгитюда (то есть, долгосрочные эксперименты) показали, что после окончания университета человек имеет более чем реальные шансы повысить собственный интеллектуальный уровень.

«Но как же физиологические изменения?», — спросят читатели samorazwitie.ru. Психомоторные реакции у молодого парня, скорее всего, будут протекать гораздо быстрее, чем у его дедушки.

Дело в том, что эффективность работы ума не сводится к биологическому потенциалу нервной системы.

Р.Кеттел и Д.Хорн выделяли два типа интеллекта — «текучий» и «кристализованный». Текучий — это базовые способности, позволяющие познавать новое (запоминание, восприятие связей между объектами и др.). Он склонен ослабевать с возрастом. Кристаллизованный интеллект — накопленный объём знаний и опыта — нарастает с годами и компенсирует снижающуюся скорость мышления.

Со скоростью, к счастью, тоже всё не столь примитивно.

Великие открытия — особенно в гуманитарной сфере — были сделаны не 20-летними, а 40-50 или даже 70-летними учеными.

Воодушевляющий пример. Знаменитый физиолог И.П.Павлов умер в 86 лет. За год до смерти (!) он упоминал в письме к И.М.Майкову: «До сих пор я не допускаю изменений в распределении и размере моих занятий». Даже в последние часы жизни академик сумел удивить коллег. Уже забывая слова, он возбуждённо твердил: «Позвольте, но ведь это кора, это кора, это отек коры!» Как выяснилось позже, диагноз был абсолютно верным.

См. также другой мой пост на тему интеллекта: Справедливо ли подтрунивают над блондинками?

Как тренировать ум: рекомендации

Некоторые люди думают, что поддерживают интеллект работой. Однако многие виды умственного труда связаны с выполнением однотипных операций, которое к тому же постепенно доводится до автоматизма.

Для развития ума необходимо задействовать интеллектуальные возможности по максимуму — например, занимаясь самообучением.

«Интеллектуальные» упражнения

Не хочу разочаровывать читателей, которые открыли страничку в поиске специальных упражнений на развитие интеллекта. Такие задачки существуют, их выпускают целыми книгами.

Вот примеры из популярной книжки Тома Вуджека «Тренировка ума» (издана в 2011 г.).

В главе про тренировки со словами Вуджек рекомендует прочитывать:

  • фразы, в которых буквы написаны в обратном порядке;
  • высказывания, записанные без пробелов;
  • предложения из художественного текста — и потом, не глядя, повторять их в порядке от последнего слова к первому;
  • распечатанный текст на перевёрнутом листе.

Автор также рассказывает об интеллектуальных играх — дуплетах, анаграммах, поиске слов, включающих отобранные по какому-либо принципу элементы.

  • «Алфавитный порядок»: на время записать как можно больше слов, в которых буквы совпадают с алфавитным «направлением» (луч — «л» стоит раньше «у», а «у» — раньше «ч»);
  • «Сквозная буква»: назвать букву и придумать, которой по счёту она должна быть; быстро вспомнить максимальное количество подходящих слов («ш», третья от начала: кошка, чашка, решка и т.д.);
  • «Дуплеты»: взять два слова с одинаковым количеством букв и выстроить цепочку от одного к другому, заменяя одну из букв в каждом звене и используя только существительные в именительном падеже, единственном числе (превратить «коза» в «торт»: коза — кора — корт — торт; попробуйте сами поймать «рыбу» в «сеть» или превратить «перо» в «тушь»);
  • «Анаграммы»: составить слова только за счёт перестановки букв (лучше поиграть с готовыми исходниками — ропот, клоп, мышка, карета, зола, табун).

Для развития математических способностей Вуджек предлагает выполнять упражнения с цифрами — проговаривать числовые последовательности:

  • с 1 до 100 и со 100 до 1;
  • с возрастанием или убыванием на 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
  • с возрастанием и убыванием поочерёдно — например, на 2: 2 — 100, 4 — 98, 6 — 96, 8 — 94 и т.д.

Больше игр советую поискать в книге «Развивайте интеллект: упражнения для развития творческого мышления, памяти, сообразительности и интеллекта» (К. Филип, Москва, «Астрель», 2003). Пересказывать фрагменты из неё неудобно, поскольку многие задания будут непонятны без иллюстраций.

Всё это очень увлекательно и здорово, но, честно говоря, я сомневаюсь, что вы станете гигантом мысли только за счёт подобных упражнений. Нужны и более серьёзные нагрузки — допустим, самообучение.

Учиться, учиться и учиться

Пройдите математические онлайн-курсы или просто проработайте школьный учебник математики, и вы улучшите соответствующее мышление гораздо существеннее, чем при счёте от единицы до сотни и обратно. Аналогично с другими сферами знаний, которые имеют для вас значение. Материалы найдутся (см. http://www.samorazwitie.ru/samoobuchenie/kakie-knigi-chitat.html), был бы правильный настрой.

Если хотите в целым стать более сообразительным и улучшить память, изучите самостоятельно какой-нибудь язык; это реально помогает. Шотландский учёный Томас Бак провёл исследование тем самым методом лонгитюда, о котором я упоминала в начале статьи. Доктор Бак определил уровень IQ группы людей сначала в 1947 г. (участникам эксперимента было 11 лет), потом — в 2008-2010 («Learning a second language in adulthood can slow brain ageing», «The Telegraph», 2.06.2014).

Выяснилось, что к семидесяти годам люди, изучавшие какой-либо иностранный язык, обычно оставались в хорошей интеллектуальной форме. Одна оговорка: эффект отмечался, когда знания приобретались не ради знаний, а для активного применения, и не лежали в памяти мёртвым грузом.

Отдайте предпочтение языку, на котором вы намерены хотя бы иногда общаться, читать, слушать передачи, смотреть фильмы.

Вот тут вы найдёте практические советы по самообучению английскому:

Нет сил на регулярные занятия? Хорошо, играйте — вечерами в дуплеты и анаграммы, а по выходным — в «Что? Где? Когда?» или «Разумные люди». В «Разумныхз людях» и «ЧГК» к успеху приводит не столько богатая эрудиция, сколько гибкость мышления.

Физкультура для ума

Физическая активность, оказывается, очень способствует интеллектуальной.

А.Ф. Ахметшина, Н.П. Герасимов (Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева, Набережночелнинский филиал, статья «Связь занятий физической культурой и спортом с развитием интеллекта», материалы конференции «Современные проблемы физической культуры и спорта: ретроспектива, реальность и будущее») пишут, что физические упражнения оказывают влияние на развитие:

  • внимания;
  • наблюдательности;
  • быстроты соображения и др.

Совершенствованию когнитивных навыков способствует хорошее здоровье (проблемы с кровоснабжением мозга, которые возникают при многих заболеваниях, сильно осложняют мыслительные процессы). Это раз.

Интенсивное движение требует как напряжения мышц, так и приложения интеллектуальных усилий. Это два.

И что, чем больше тренируешься, тем лучше? Нет.

В статье «Влияние физических упражнений на организм и интеллектуальные способности человека» (Е.Н. Курганова, И.В. Панина, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, материалы «Наука-2020») читаем:

Доказан интересный факт, что связь устанавливается только между интеллектом и общим показателем физической формы человека. Со спортивными достижениями, изнуряющими тренировками, приводящими к переутомлению, это не связанно. Умственные и когнитивные способности развиты в большей степени у человека, который регулярно занимается физическими упражнениями, но не ставит перед собой цель достижения высоких спортивных результатов.

Ресурсы организма ограничены. Слишком интенсивные тренировки не тонизируют, а изнуряют.

Как повысить эрудицию?

Раз уж вы решили повысить уровень интеллекта, подумайте заодно, как развить кругозор. Взрослого человека постоянно донимают дела, но при желании он сумеет выделить полчаса в день на познавательный отдых.

Читайте научно-популярные книги и новости науки. Смотрите документальные фильмы — из них легко усваивать информацию за счёт сочетания визуального и аудиального восприятия. Не зацикливайтесь на охоте за сугубо фактической информацией: шире мыслить человека учат и свежие эмоции — например, те, которые даёт классическая музыка (см. Как слушать серьёзную музыку?)

Но — важный совет — растите в областях, которые для вас интересны и/или полезны.

Хвататься за всё сразу бессмысленно: чтобы сделаться настоящим эрудитом в 21 веке, вам придётся буквально жить в книжках по двадцать четыре часа в сутки. А в конце концов окажется, что Яндекс и Google по-прежнему на порядок умнее вас.

Как развить интеллект у взрослого человека?

Чтобы понять, как развить интеллект у взрослого человека, необходимо разобраться в некоторых вопросах и стереотипных суждениях.

Многие уверены, что уровень интеллектуальных способностей, наличие таланта предопределены природой и человек ничего не может сделать с тем «набором», который ему достался. Но такое утверждение верно лишь отчасти.

Чтобы стать следующим Эйнштейном или Бетховеном , действительно необходимо схождение в одной точке множества факторов – определенные благоприятные условия на уровне генома, своевременное обнаружение таланта, его успешное развитие, соответствующее окружение, воспитание, поддержка окружающих и т.д. Но это касается гениев и количество таких людей, рожденных на протяжении одного столетия, обычно не превышает нескольких десятков.

Человек способен развивать свой мозг и повышать интеллектуальные способности на протяжении всей жизни, проявляя достаточно осознанности и силы воли для успешного раскрытия потенциала.

Еще одно заблуждение касается тех, кто явно наделен от природы великолепным интеллектом. Часто такие люди, демонстрируя определенные качества и превосходство над другими, уверены, что больше ничего делать не нужно: природа и так дала максимум. Но на протяжении жизни умственные способности могут ухудшаться, поэтому знать, как развивать интеллект у взрослого, желательно каждому, чтобы постоянно работать над собой и развивать ум, память, мышление и т.д.

Особенности и характеристики мозга

Чтобы понять, каким образом можно работать над улучшением интеллектуальных способностей, необходимо разобраться в особенностях работы мозга, его основных характеристиках, свойствах и важных аспектах.

Несколько важных утверждений:

  • Гипотетический интеллект можно и нужно регулярно тренировать
  • Обучение и успехи в нем напрямую зависят от количества и качества занятий: чем больше тренироваться, тем лучших результатов удастся достичь: как в бизнесе или творчестве
  • Независимо от начального уровня, каждый человек способен развить собственные когнитивные способности до достойных показателей
  • Прогресса удастся достичь в процессе выполнения заданий, способных «расшевелить» мозг и заставить идти его по непривычным путям, ломая стереотипы и шаблонные суждения
  • Лучший способ развить мозг – обеспечивать его регулярно комплексными нагрузками

Интеллект обладает такими свойствами: аналитические, логические, дедуктивные, критические, прогностические, абстрактное мышление, образное, способность концентрироваться.

Что до характеристик, то тут можно выделить такие:

  1. Логика архитектуры – уровень упорядоченности мышления, согласованности работы разных способностей
  2. Широта и глубина ума – уровень умственного развития
  3. Скорость исполнения операций
  4. Автономность – уровень независимости ума (внешнее влияние, работа чувств, способность принимать трезвые решения и т.д.)
  5. Оперативная память – способность держать в голове промежуточные операции и отыскивать их решения

Все это характеризует интеллект с разных аспектов и дает (насколько это возможно) определенную характеристику. Но тут все индивидуально: одни люди отличаются врожденной способностью трезво мыслить и демонстрируют великолепные результаты во всех аспектах, другие развивают способности, третьи показывают хорошие результаты в одном плане и оказываются совершенно незрелыми в другом.

Одно лишь точно: ответ на вопрос, можно ли развить интеллект, положительный. Интеллектуальные способности нужно развивать, как и улучшать отдельные характеристики. Как правило, развитие умственных способностей происходит сразу на всех уровнях: в процессе решения какой-либо задачи необходимы и скорость решения, и глубина/широта ума, и хорошая память, и логика и т.д. Поэтому ежедневные разнообразные занятия помогут значительно улучшить результаты.

Методы развития интеллектуальных способностей

Для достижения максимального эффекта в процессе развития умственных способностей желательно использовать самые разные вспомогательные материалы, методы и способы. Самое большое значение имеют такие факторы: регулярность занятий, постепенное повышение уровня сложности, отбор действительно хороших способов, развивающих интеллект.

1) Наиболее эффективными считаются интеллектуальные и логические игры – нарды, покер, преферанс, шахматы, головоломки, компьютерные развивающие игры. Благодаря играм удается натренировать суперпамять, внимание, интеллект, способность концентрироваться.

Кроме того, действительно толковые игры способны развить у детей и взрослых эмоциональный интеллект (чувство соперничества, эмоции от победы и поражения), подарить гордость от новых свершений.

2) Занятия точными науками, математикой – прекрасный метод положительно воздействовать на целый спектр умственных качеств: критические, аналитические, прогностические, дедуктивные способности, абстрактное мышление, скорость мышления, память. Точные науки не только способны улучшить интеллект, но и структурировать, организовывать мышление, навести полный порядок в мыслях и голове.

3) Книги и фильмы, развивающие интеллект – если речь идет о действительно познавательной литературе и картинах, способных давать новые знания, задавать векторы для дальнейшего развития, вдохновлять и расширять кругозор, способствовать эмоциональному становлению, формированию хорошего вкуса.

В поисках ответа на вопрос, какие книги развивают интеллект, стоит обращать внимание на издания известных специалистов, которые сделали большой вклад в сферу и обладают серьезным опытом.

Начать можно с книг:

  • Роджер Сайп «Развитие мозга»
  • Алекс Ликерман «Непобедимый разум»
  • Кэрол Дуэк «Гибкое сознание»
  • Джон Медина «Правила мозга»
  • Артур Думчев «Помнить все»
  • Дмитрий Чернышев «Как люди думают»
  • Дэнни Пенман и Марк Уильямс «Осознанность»

Что касается фильмов, то тут стоит обратить внимание на документальные ленты с фактами и полезными данными, методиками, а также на художественные, которые могут дать толчок творческому мышлению, убрать рамки и шаблоны, помогут научиться мыслить свободно.

4) Обучение – чрезвычайно эффективно в развитии всех способностей: памяти, мышления, логики, концентрации, общего уровня интеллектуальных способностей. Именно поэтому многие специалисты советуют никогда не прекращать учиться – даже если есть профильное образование, стоит постоянно искать интересные сферы и чему-то обучаться, чтобы мозг был в тонусе.

Кто-то на досуге решает математические задачи, кто-то — пишет бизнес-планы.

Несмотря на то, что обычно чрезвычайно высоких результатов добиваются в областях и сферах знаний, которые соответствуют врожденным способностям, выйти на достойный уровень сможет каждый в любой сфере – будь то попытки развить финансовый интеллект или постичь основы квантовой механики.

5) Изучение иностранных языков – очень эффективно и полезно, так как знание еще одного языка никогда нелишне и пригодится в путешествиях, в работе.

Познание нового, креатив и любознательность

Как известно, трезвый ум и способность ясно мыслить даже к преклонным годам обычно сохраняют те, кто на протяжении всей своей жизни демонстрировал любознательность, желание постоянно постигать что-то новое, получать актуальную информацию и быть в курсе новостей. Поэтому, кроме науки и раздумий, развивают ли шахматы интеллект, не стоит пренебрегать определенными правилами, касающимися образа жизни.

Несколько правил для мозга:

  • Постоянное познание нового – чтение научно-популярной и научной литературы, просмотр кино и канала Discovery, изучение энциклопедий, серфинг по познавательным сайтам, непрестанное получение и запоминание, обработка новой информации.

  • Разрыв шаблона – попытки выполнять определенные действия не так, как привычно, а иными способами, освобождение от стереотипов, активное включение мозга и поиск новых методов для автоматических действий.
  • Искусство, творчество – освобождает разум от наносного и позволяет стать свободнее, выйти на новый уровень мышления и восприятия.
  • Не искать легкие пути – примитивный пример: выполнять вычисления в быту не на калькуляторе, а в уме, постоянно тренируясь.
  • Ставить сложные задачи и выполнять их.
  • Искать суть вещей – как дети, когда у них наступает возраст «почемучки».
  • Физические нагрузки – важны и для разума, так как дают энергию и силы.
  • Здоровый образ жизни – достаточный сон, полезное питание способствуют улучшению мозговой активности.

Сегодня учиться и развиваться интеллектуально очень просто: благодаря Интернету каждому доступны любые ресурсы – книги, фильмы, исследовательские работы, эксперименты, учебники и т.д. Поэтому самое главное – развиваться и идти вперед, познавать мир и не останавливаться на достигнутом.

5 простых советов, как развить умственные способности у детей и взрослых

Головной мозг человека — это сложная система нервных клеток (нейронов). Информация от одного нейрона к другому передается посредством химических передатчиков — нейромедиаторов (в частности, эндорфинов, дофамина и др.). Существует ошибочное утверждение, что в работе человеческого мозга задействована лишь малая его часть.

В действительности мозг у всех всегда работает полностью, однако это совсем не означает, что предел достигнут и мозг нельзя развить. У человека, занимающегося саморазвитием, образуются и новые нейроны, и новые связи между ними — это и будет развитие интеллекта.

Современная наука говорит о том, что мыслительные способности человека на 50% зависят от генетического фактора, то есть половину потенциала интеллекта закладывают родители — это тип характера, набор нейронов, нейромедиаторов. В 5-летнем возрасте у ребенка уже сформирован набор нейронов и связей между ними, большая часть из которых останется с ним на всю жизнь. А дальше многое зависит от того, как его будут развивать родители, а когда он вырастет — и он себя сам.

Цель многих людей, желающих стать успешными, — максимально полно реализовать заложенные в них способности, свой потенциал. И верный путь достичь этой цели — не переставать работать над повышением своего интеллекта. Тот, кто будет активно работать над развитием своих мыслительных способностей, уже через год сможет кардинально изменить себя в интеллектуальном плане.

Так как же заставить свой мозг работать в полную силу? Ведь в нашем мире, где царит конкуренция, побеждает не самый сильный, а самый умный, предприимчивый и находчивый.

Повысить свои умственные способности не проблема — было бы желание и терпение. Конечно, вторым Эйнштейном, Теслой, Эдисоном или Илоном Маском мы вряд ли станем — это исключительные личности-самородки. Но, занявшись саморазвитием, мы убедимся, что наш мозг обладает такими возможностями, о которых мы и не подозревали.

Конечно же, многие люди хотели бы стать гением легко и быстро, не затрачивая особых усилий. Сейчас есть немало книг по развитию мыслительных способностей, например Станислава Мюллера «Стань гением! Секреты супермышления» из серии «Сам себе психолог», но большинство людей ленится их даже прочитать.

Для них выходом была бы волшебная таблетка вроде той, которая по воле случая досталась главному герою американского фильма «Области тьмы» (2011) с Брэдли Купером в главной роли. Благодаря этой таблетке мозг писателя-неудачника из Нью-Йорка начинает работать с невероятной мощностью, и депрессивный герой превращается в гениального биржевого игрока с огромными перспективами. Но без таблетки он никто. К тому же оказалось, что замечательные таблетки, улучшающие работу мозга, имеют серьезное побочное действие.

Хотя герой и находит выход из сложного положения, в которое он попал, нам лучше руководствоваться здравым смыслом и заняться упражнениями для развития интеллекта. Чтобы мозг работал, его нужно нагрузить, однако упражнения должны быть интересными, а не монотонными. В противном случае мы будем подсознательно избегать их, занимаясь прокрастинацией. А упражнения только тогда дадут результат, когда войдут в привычку.

Что такое IQ

В 1912 г. немецкий психолог Вильгельм Штерн ввел понятие «коэффициент интеллекта» — IQ. Его определяют с помощью различных тестов с заданиями по нарастающей сложности. Среднее значение равно 100. Значение 70 квалифицируется как умственная отсталость.

Под интеллектом подразумевается не объем знаний, накопленных человеком, а его способность запоминать и анализировать новую информацию, а также уметь ею воспользоваться для решения последующих задач.

Американка Андреа Кушевски — врач-консультант и специалист в области поведенческой терапии. Она работает с детьми, страдающими аутизмом, у которых нарушены когнитивные способности. Одним из ее первых пациентов был мальчик с задержкой психического развития: его IQ свидетельствовало о незначительной умственной отсталости. После трех лет обучения чтению, математике, навыкам игры, коммуникации по разработанной ею методике его IQ составило 100. Такие же успехи в развитии интеллекта наблюдались и у других детей с когнитивными расстройствами, с которыми проводились занятия.

Следовательно, если дети с проблемами в обучении могут стремительно развиваться, то среднестатистическому человеку, не имеющему таких проблем, как говорится, и карты в руки.

Андреа Кушевски сделала следующие выводы:

  • интеллект поддается тренировке;
  • чем больше его тренировать, тем лучше будет результат;
  • развить интеллект под силу каждому, независимо от уровня его первоначальных способностей.

Развиваем умственные способности

1. Ищем новшества

Все гении обычно эрудиты — люди, обладающие большими познаниями во многих областях жизни. Например, Леонардо да Винчи был не только талантливым художником, но и писателем, музыкантом, ученым и изобретателем.

Люди, которые стремятся развить свой интеллект, должны быть открыты всему новому: знаниям, деятельности, событиям. Ведь каждая новая деятельность способствует образованию новых связей — синапсов, которые связывают один нейрон с остальными и через которые они обмениваются импульсами.

Выработка дофамина — гормона-нейромедиатора, стимулирующего образование новых нейронов и способствующего повышению мотивации, также прямо зависит от новшеств, запускающих данный процесс.

Тот, кто хочет иметь высокий коэффициент интеллекта, не должен считать, что, окончив вуз, можно навсегда забыть об учебе, ведь это прямой путь к деградации. Поэтому не перестаем искать новую пищу для ума: изучаем новые науки, новые языки, записываемся на курсы — например, живописи, игры на гитаре, латиноамериканских танцев, занимаемся новым видом спорта, отправляемся в путешествие за новыми впечатлениями.

Ценность для развития мыслительных способностей представляют не столько сами знания, сколько сам процесс обучения.

2. Бросаем вызов самим себе

Немало сказано о пользе развивающих игр для мозга, тренирующих память и концентрацию внимания: покера, преферанса, шахмат, игры в нарды, компьютерных игр вроде «тетрис», судоку.

Правда, психологи, занимающиеся вопросами развития интеллекта, советуют, достигнув мастерства в одной игре, переходить к следующей. Ведь мозг, поняв, как играть, например в судоку, начинает лениться, при этом новые синаптические связи уже не образуются так активно. Чтобы мозг был нагружен и продолжал усиленно работать, нужно постоянно держать его в состоянии некоторого затруднения.

3. Учимся мыслить творчески

3.1. Развиваем креативное мышление, способность создавать оригинальные идеи и мыслить нестандартно.

Например, берем некую задачу и находим от 10 до 20 способов ее решения, особенно не ограничивая свою фантазию. Итак,

  • нас застал на улице сильный дождь, зонта нет, до дома далеко, а дождь, скорее всего, надолго;
  • мы спешим на важную встречу, а у нас внезапно ломается каблук;
  • пропал кошелек с деньгами и кредитками, а мы — в чужом городе;
  • нас пригласили на вечеринку, где мы никого не знаем, кроме хозяйки дома, которую срочно вызвали на работу;

3.2. После просмотра какого-нибудь фильма придумываем ему собственное название;

3.3. Открываем любую книгу и выписываем из нее 10 слов, взятых наугад. А теперь постараемся найти связь между ними и составить из них короткий рассказ из 10 предложений;

3.4. Воображаем себя архитектором, перед которым заказчик поставил задачу спроектировать дом. Дом не простой: в проекте должны быть отражены 10 придуманных заказчиком слов: рыба, орех, кирпич, кот, вода и т. д. Фантазируем и рисуем кирпичный дом, рядом — ореховое дерево, на котором сидит кот и смотрит на рыбок, плавающих в пруду, и т. д.;

3.5. Выбираем любой понравившийся предмет, находящийся в комнате, и подбираем 5 прилагательных, которые больше всего ему соответствуют. Например, апельсин — сочный, испанский, оранжевый, вкусный, сладкий. И 5 прилагательных, которые меньше всего ему подходят: кошачий, резкий, платочный, травяной, облачный;

3.6. На листе бумаги рисуем 20 крестиков и на основе каждого из них изображаем предмет, который подсказывает нам наше воображение: например, мельницу, кастрюлю, стрекозу, шахматную доску. Вместо крестиков в качестве заготовки для будущих картинок можно нарисовать кружки или две перпендикулярные линии.

4. Не ищем легких путей

Прогресс облегчает нам многие задачи, однако наш мозг, лишенный нагрузок, при этом расслабляется. Взять хотя бы калькулятор, благодаря которому мы успешно разучились производить даже простейшие арифметические действия в уме или на бумаге.

Или GPS, помогающий ориентироваться на местности. Привыкшие к нему со временем обнаруживают, что уже не в состоянии без него обойтись, настолько они утратили собственное чувство ориентации.

Нам в помощь созданы и программы-переводчики, которые в то же время ухудшают наше знание языков, поскольку лишают мозг возможности в них практиковаться.

Технологии упрощают жизнь, но при этом страдают когнитивные способности, ведь мозг нуждается в тренировках. Конечно же, не нужно отказываться от благ цивилизации и продуктов современных технологий, но иногда стоит дать поработать и мозгу, чтобы держать его в тонусе.

5. Общаемся в сети

Соцсети вроде Twitter, Google+ и других дают возможность общаться с большим количеством новых людей. Другое окружение, новые знания и идеи открывают новые возможности и позволяют посмотреть на собственные проблемы с другой точки зрения, найти новые пути их решения. В процессе развития интеллекта роль коллективного разума несомненна.

8 способов прокачать свои интеллектуальные способности

Чтобы развиваться как профессионал, нужно развиваться и как личность. Не забывайте вкладывать в себя время и силы.

1. Расширяйте свои горизонты

Незнакомые ситуации и новые впечатления могут многому научить. Сталкиваясь с чем-то неизвестным, мозг создаёт новые нейронные пути. При повторении они укрепляются, и у нас вырабатываются новые навыки. Поэтому всегда старайтесь немного выходить из зоны комфорта: посещайте новые места, ходите на работу другой дорогой или хотя бы чистите по утрам зубы другой рукой. Чем более закоренелыми становятся ваши привычки, тем сложнее вам будет приспосабливаться к переменам.

2. Старайтесь мыслить творчески

Успех всегда начинается с идеи. Не ограничивайте себя рамками, включайте воображение, тогда придумывать новые идеи, находить решения и заводить связи с людьми будет легче. Со временем вы научитесь при необходимости черпать вдохновение в любой сфере жизни.

Творческое мышление есть у всех, старайтесь применять его чаще. Оно поможет даже скучную работу сделать интересной.

3. Читайте

Многие всё своё время отдают работе и просто забывают расслабляться и развлекаться. Но личностный рост не определяется только изучением рабочей информации.

Любое чтение, независимо от содержания, полезно для мозга, потому что оно развивает воображение.

Без особых усилий с нашей стороны мозг переводит слова в образы, и у нас в сознании разворачивается целый фильм. К тому же чтение увеличивает словарный запас, помогает впитывать грамматические правила, развивает письменные навыки.

4. Развивайте пластичность мозга

Есть множество приложений и игр, которые вырабатывают навыки решения проблем и улучшают пластичность мозга. Нейропластичность — это способность мозга создавать новые нейронные связи. Чем пластичнее мозг, тем быстрее и эффективнее он обрабатывает получаемую информацию.

5. Постоянно учитесь

Чтобы добиться успеха, нужно всегда искать новое в своей сфере деятельности. Стремитесь к новым знаниям, получайте новые навыки. Чем больше вы узнаете, тем легче вам будет вырабатывать стратегии и принимать важные решения. Обучение даёт уверенность в себе, помогает подходить к процессу с умом, а не просто работать усерднее.

6. Занимайтесь спортом

Физическая активность не только помогает выглядеть лучше, но и влияет на мозг. Когда в него поступает много кислорода, мозг лучше работает. В результате улучшается память, повышается концентрация, предотвращается снижение когнитивных способностей. Без регулярной физической активности мозгу сложнее усваивать новую информацию и регулировать развитие новых клеток.

Самый простой и эффективный способ стать умнее и уменьшить стресс — это больше двигаться.

7. Высыпайтесь

Многочисленные исследования подтвердили, что недосып вредит интеллекту. Высыпаться необходимо, чтобы быть внимательным. Работая без отдыха, вы становитесь настолько же опасным для себя и окружающих, как человек в состоянии интоксикации.

Казалось бы, следить за своим режимом и высыпаться очень просто, но лишь немногие это делают. А ведь здоровый сон напрямую влияет на качество жизни и успех.

8. Правильно одевайтесь

Доказано, что одежда способна влиять на интеллектуальные способности. По данным исследования Enclothed cognition , люди, надевшие белые врачебные халаты, были более внимательными и сосредоточенными и лучше справлялись с заданиями, чем контрольная группа в другой одежде. Это подтверждает силу униформы.

Тем, как вы одеваетесь, вы напрямую заявляете себе, кто вы и чего можете достичь. Одеваясь в соответствии со своей ролью, вы и ведёте себя согласно ей. К тому же это влияет на то, как окружающие воспринимают вас и ваши интеллектуальные способности.

Мозг реагирует не только на факты, но и на настроение. Когда вы хорошо одеты, вы чувствуете себя лучше. А чем лучше у вас настроение, тем более открытым и умным вы себя ощущаете, общаясь с коллегами или выступая перед публикой.

Как развить интеллект у взрослого человека?

Чтобы понять, как развить интеллект у взрослого человека, необходимо разобраться в некоторых вопросах и стереотипных суждениях.

Многие уверены, что уровень интеллектуальных способностей, наличие таланта предопределены природой и человек ничего не может сделать с тем «набором», который ему достался. Но такое утверждение верно лишь отчасти.

Чтобы стать следующим Эйнштейном или Бетховеном , действительно необходимо схождение в одной точке множества факторов – определенные благоприятные условия на уровне генома, своевременное обнаружение таланта, его успешное развитие, соответствующее окружение, воспитание, поддержка окружающих и т.д. Но это касается гениев и количество таких людей, рожденных на протяжении одного столетия, обычно не превышает нескольких десятков.

Человек способен развивать свой мозг и повышать интеллектуальные способности на протяжении всей жизни, проявляя достаточно осознанности и силы воли для успешного раскрытия потенциала.

Еще одно заблуждение касается тех, кто явно наделен от природы великолепным интеллектом. Часто такие люди, демонстрируя определенные качества и превосходство над другими, уверены, что больше ничего делать не нужно: природа и так дала максимум. Но на протяжении жизни умственные способности могут ухудшаться, поэтому знать, как развивать интеллект у взрослого, желательно каждому, чтобы постоянно работать над собой и развивать ум, память, мышление и т.д.

Особенности и характеристики мозга

Чтобы понять, каким образом можно работать над улучшением интеллектуальных способностей, необходимо разобраться в особенностях работы мозга, его основных характеристиках, свойствах и важных аспектах.

Несколько важных утверждений:

  • Гипотетический интеллект можно и нужно регулярно тренировать
  • Обучение и успехи в нем напрямую зависят от количества и качества занятий: чем больше тренироваться, тем лучших результатов удастся достичь: как в бизнесе или творчестве
  • Независимо от начального уровня, каждый человек способен развить собственные когнитивные способности до достойных показателей
  • Прогресса удастся достичь в процессе выполнения заданий, способных «расшевелить» мозг и заставить идти его по непривычным путям, ломая стереотипы и шаблонные суждения
  • Лучший способ развить мозг – обеспечивать его регулярно комплексными нагрузками

Интеллект обладает такими свойствами: аналитические, логические, дедуктивные, критические, прогностические, абстрактное мышление, образное, способность концентрироваться.

Что до характеристик, то тут можно выделить такие:

  1. Логика архитектуры – уровень упорядоченности мышления, согласованности работы разных способностей
  2. Широта и глубина ума – уровень умственного развития
  3. Скорость исполнения операций
  4. Автономность – уровень независимости ума (внешнее влияние, работа чувств, способность принимать трезвые решения и т.д.)
  5. Оперативная память – способность держать в голове промежуточные операции и отыскивать их решения

Все это характеризует интеллект с разных аспектов и дает (насколько это возможно) определенную характеристику. Но тут все индивидуально: одни люди отличаются врожденной способностью трезво мыслить и демонстрируют великолепные результаты во всех аспектах, другие развивают способности, третьи показывают хорошие результаты в одном плане и оказываются совершенно незрелыми в другом.

Одно лишь точно: ответ на вопрос, можно ли развить интеллект, положительный. Интеллектуальные способности нужно развивать, как и улучшать отдельные характеристики. Как правило, развитие умственных способностей происходит сразу на всех уровнях: в процессе решения какой-либо задачи необходимы и скорость решения, и глубина/широта ума, и хорошая память, и логика и т.д. Поэтому ежедневные разнообразные занятия помогут значительно улучшить результаты.

Методы развития интеллектуальных способностей

Для достижения максимального эффекта в процессе развития умственных способностей желательно использовать самые разные вспомогательные материалы, методы и способы. Самое большое значение имеют такие факторы: регулярность занятий, постепенное повышение уровня сложности, отбор действительно хороших способов, развивающих интеллект.

1) Наиболее эффективными считаются интеллектуальные и логические игры – нарды, покер, преферанс, шахматы, головоломки, компьютерные развивающие игры. Благодаря играм удается натренировать суперпамять, внимание, интеллект, способность концентрироваться.

Кроме того, действительно толковые игры способны развить у детей и взрослых эмоциональный интеллект (чувство соперничества, эмоции от победы и поражения), подарить гордость от новых свершений.

2) Занятия точными науками, математикой – прекрасный метод положительно воздействовать на целый спектр умственных качеств: критические, аналитические, прогностические, дедуктивные способности, абстрактное мышление, скорость мышления, память. Точные науки не только способны улучшить интеллект, но и структурировать, организовывать мышление, навести полный порядок в мыслях и голове.

3) Книги и фильмы, развивающие интеллект – если речь идет о действительно познавательной литературе и картинах, способных давать новые знания, задавать векторы для дальнейшего развития, вдохновлять и расширять кругозор, способствовать эмоциональному становлению, формированию хорошего вкуса.

В поисках ответа на вопрос, какие книги развивают интеллект, стоит обращать внимание на издания известных специалистов, которые сделали большой вклад в сферу и обладают серьезным опытом.

Начать можно с книг:

  • Роджер Сайп «Развитие мозга»
  • Алекс Ликерман «Непобедимый разум»
  • Кэрол Дуэк «Гибкое сознание»
  • Джон Медина «Правила мозга»
  • Артур Думчев «Помнить все»
  • Дмитрий Чернышев «Как люди думают»
  • Дэнни Пенман и Марк Уильямс «Осознанность»

Что касается фильмов, то тут стоит обратить внимание на документальные ленты с фактами и полезными данными, методиками, а также на художественные, которые могут дать толчок творческому мышлению, убрать рамки и шаблоны, помогут научиться мыслить свободно.

4) Обучение – чрезвычайно эффективно в развитии всех способностей: памяти, мышления, логики, концентрации, общего уровня интеллектуальных способностей. Именно поэтому многие специалисты советуют никогда не прекращать учиться – даже если есть профильное образование, стоит постоянно искать интересные сферы и чему-то обучаться, чтобы мозг был в тонусе.

Кто-то на досуге решает математические задачи, кто-то — пишет бизнес-планы.

Несмотря на то, что обычно чрезвычайно высоких результатов добиваются в областях и сферах знаний, которые соответствуют врожденным способностям, выйти на достойный уровень сможет каждый в любой сфере – будь то попытки развить финансовый интеллект или постичь основы квантовой механики.

5) Изучение иностранных языков – очень эффективно и полезно, так как знание еще одного языка никогда нелишне и пригодится в путешествиях, в работе.

Познание нового, креатив и любознательность

Как известно, трезвый ум и способность ясно мыслить даже к преклонным годам обычно сохраняют те, кто на протяжении всей своей жизни демонстрировал любознательность, желание постоянно постигать что-то новое, получать актуальную информацию и быть в курсе новостей. Поэтому, кроме науки и раздумий, развивают ли шахматы интеллект, не стоит пренебрегать определенными правилами, касающимися образа жизни.

Несколько правил для мозга:

  • Постоянное познание нового – чтение научно-популярной и научной литературы, просмотр кино и канала Discovery, изучение энциклопедий, серфинг по познавательным сайтам, непрестанное получение и запоминание, обработка новой информации.

  • Разрыв шаблона – попытки выполнять определенные действия не так, как привычно, а иными способами, освобождение от стереотипов, активное включение мозга и поиск новых методов для автоматических действий.
  • Искусство, творчество – освобождает разум от наносного и позволяет стать свободнее, выйти на новый уровень мышления и восприятия.
  • Не искать легкие пути – примитивный пример: выполнять вычисления в быту не на калькуляторе, а в уме, постоянно тренируясь.
  • Ставить сложные задачи и выполнять их.
  • Искать суть вещей – как дети, когда у них наступает возраст «почемучки».
  • Физические нагрузки – важны и для разума, так как дают энергию и силы.
  • Здоровый образ жизни – достаточный сон, полезное питание способствуют улучшению мозговой активности.

Сегодня учиться и развиваться интеллектуально очень просто: благодаря Интернету каждому доступны любые ресурсы – книги, фильмы, исследовательские работы, эксперименты, учебники и т.д. Поэтому самое главное – развиваться и идти вперед, познавать мир и не останавливаться на достигнутом.

Источники:
http://invest2you.com/accounting-analysis/how-develop-intelligence-of-adult.html
http://bbf.ru/magazine/26/6999/
http://lifehacker.ru/2017/11/27/intellektualnye-sposobnosti/
http://invest2you.com/accounting-analysis/how-develop-intelligence-of-adult.html
http://4pda.ru/forum/index.php?showtopic=968940

Ссылка на основную публикацию