Созданы роботы для работы в местах атомных аварий

zov_24

Блог простого мизантропа

Блог простого мизантропа – путешествия, туризм, сталкинг, дигг.

Машины и роботы в ЧЗО


В отличие от предыдущих частей, в этой я остановлюсь на более специфической – технике. Почему это актуально? Да потому, что именно там, в ЧЗО, человечество впервые задумалось о “технике судного дня”. Вы будете удивлены, но в мире до 1986 года практически не существовало специальных машин и роботов, способных эффективно исполнять задачи в условиях сверх высоких уровней радиации. То, что было у военных, – не более чем машины радиационной разведки и разграждения. А на взорвавшейся АЭС нужны были краны, тракторы, манипуляторы, бетономешалки, осветители, самосвалы и стенобои. Часто эта техника была уникальна и собрана всего в одном экземпляре. Рассказать обо всех типах техники в ЧЗО в формате блога просто невозможно, так как это скорее раздел науки, нежели поле работы блогера. Потому только самое интересное.

Начну с того, что ещё можно встретить в Зоне. Техники, по различным причинам уцелейвшей, с каждым годом становится всё меньше. То, что было своего времени поставлено в радиационные отстойники – уже успешно распилено. То, то было брошено и забыто – большей частью разбирается мародёрами. Неудивительно, что целых машин, даже очень грязных, сейчас не найти. Вот такой кузов топливозаправщика стоит возле ЗГРЛС “Дуга”. Пожарная машина – возле ВНЗ “Круг”. Под Копачами есть троллейбус. Это “эхо” непосредственно событий 1986 года. Ещё раз напомню – заброшенной техники в рабочем состоянии (или вообще в состоянии неметалоллома) в ЧЗО нет.

Многие будут удивлены, узнав, что при ликвидации использовались самоходные артиллерийские установки ИСУ-152. Такие же в 1945 брали Берлин. Да, конечно, чернобыльские ИСУшки не военного производства (скорее всего выпусков 1950 гг.). Это мощная и грозная САУ применялась в Зоне для разрушения стен и построек. Легенду о том, что ИСУ-152 должны были стрелять бетонобойным снарядом по реакторным помещениям для создания отверстий я лично полностью отвергаю.Ю. Щербак в документальной повести “Чернобыль” писал о запрете даже крупнокалиберные пулемёты использовать в этих целях. Что уж и говорить о 152-мм болванке, способной разнести в щепу небольшой дом.

Строительство даже первого саркофага было беспрецедентным в истории. Бетон нужно было лить в специальные короба на высоту почти в 22 этажа! Работы же не прекращались даже ночью. Однако телеуправляемые краны ночью приходилось останавливать: они просто слепли. Огромную махину станции нужно было освещать. Из-за уровней радиации и невозможности установки прожекторов на вентиляционной трубе, инженеры решились на оригинальный шаг – осветительные приборы подвесили под военный аэростат ДКБА. А тот расположили прямо над пострадавшим блоком. Под конец строительства аэростат уже изрядно “светился” сам, а потому был захоронен в близлежащем могильнике.

Вот такие БРДМ-2 (БРДМ-2РХ), часто ещё с маркерами в виде жёлтых флажков, использовались в ЧЗО в качестве машин разведки. Забуксовав, экипаж мог задействовать 4 дополнительных колеса, выдвигающихся из корпуса. Да-да – забуксовав в зараженом месте в 1986 году можно было легко попрощаться со здоровьем. В Припяти и на территории самой станции активно снимали грунт, срезали зараженые дороги. По понятным причинам везде стояла грязь, а в дождь песчаные колеи быстро раскисали. Потому проходимость наравне с бронёй спасла не один десяток дозиметристов-разведчиков. Кстати, точное количество этих машин в ЧЗО до сих пор неизвестно.

Чернобыльская маршрутка – БТР-70. Он курсировал по самым грязным направлениям, отвозя от блока и привозя к нему новую смену рабочих. В качестве разведчика использовался редко по причине больших габаритов и отсутствия специального дозиметрического оборудования.

Командно-штабная машина “Ладога” использовалась для разведки в условиях чрезвычайно высоких уровней радиации. Пожалуй, это был единственный транспорт в Зоне, разработанный именно для действий в условиях ядерной войны. Он мог подходить к разрушенному блоку вплотную. Впрочем, “Ладога” только вела наблюдение. Вся же работа исполнялась трудягами ИМР и БАТ-М. куда менее защищёнными.

Инженерная машина разграждения (ИМР) – одна из главных трудяг Зоны. ИМР не только собирал опасное топливо, графит, грузил их в машины. ИМРы ровняли с землёй сёла, уничтожали технику перед захоронением в могильниках. Приблизительно так, как это делается на кадре кинохроники. На базе этой машины были созданы роботы марки “Клин”, работавшие под самым 4-м блоком.

В Припяти перед аварией было два БеЛАЗа, которые использовались для перевозки урожаев с колхозов. Как минимум одна такая машина после аварии была переоборудована в поливалку и использовалась для дезактивации. Планировалось применять эти машины в самой Припяти, где они должны были отмывать окна и стены высотных домов. Однако насосы оказались для этих целей слишком сильны, выбивая оконные рамы. Потому БеЛАЗ использовался для мытья дорог и прочных строений без стёкол.


Куда более лёгким и гибким в применении оказался армейский Зил-цистерна (авторазливочная станция АРС-14), использовавшийся в войсках РХБЗ. Нередко кабины этих грузовиков экранировались листами свинца. Немало различных ЗиЛов и Уралов в виде пожарных машин использовались для мытья зданий. Поливалки, по свидетельствам некоторых ликвидаторов, можно было найти в рабочем состоянии в разных уголках Зоны даже в 1987 году.

КрАЗы используются в ЧЗО по сей день. Эти неприхотливые и уже изрядно устаревшие машины я снял прямо через окно экскурсионного автобуса. Сзади – новая “арка”. На каждом наклейка в виде знака радиационного заражения. Могу предположить, что это “грязная” техника, которая может работать только в грязных зонах. Дальше этих строительных площадок для неё – только могильник.


Фото с сайта – chzo86.narod.ru

КамАЗы в ЧЗО отличились в первую очередь, как безотказные бетономешалки и самосвалы. Маршруты этих машин определяли их судьбу. Материалы до бетоносмесительных заводов привозили одни, а от этих заводов на станцию – ехали другие. Их дороги не пересекались, чтобы не привести к заражению условно чистых машин. Бетономешалки нередко самостоятельно украшались водителями разными надписями – как вот эта “Красноярск”. Впрочем-то, на лицо тут желание советской пропаганды создать образ единства и решительности народа в борьбе с невидимым врагом.

Трактор “Федя” (в девичестве – “Владимирец”). При дефиците роботов и нехватке компактных бульдозеров, справлялся на крыше с графитом и прочими обломками. Кабина обложена свинцом для уменьшения излучения для оператора. Захоронен.

И ещё раз немного лирики. 1980-е года. Весь мир только начал отходить от ядерной эйфории. Однако каждую минуту в небо готовы взмыть ракеты, превратив всё в радиоактивную пустошь. Репетицией апокалипсиса стала авария на Чернобыльской атомной станции. И оказалось, что в мире практически нет (. ) специализированных роботов, способных расчищать радиоактивные завалы, пробивать дырки в стенах, спасать людей в высоких радиационных полях. Их начали создавать с нуля в 1986 году. В год аварии СССР получил бесценный, хоть и трагический опыт использования робототехники в условиях близких к ядерной войне. Вполне вероятно, именно СССР мог бы возглавить прогресс в аварийной робототехнике, если бы не распался несколькими годами позже.

Это останки робота СТР-1 на открытой площадке техники ликвидаторов в Чернобыле. По некотором данным, применение этой машины позволило сохранить здоровье почти 1000 человек. Именно солько солдат понадобилось бы, чтобы выполнить всю его работу. Как самый высокотехнологичный советский робот, СТР часто мелькает в кинохронике. Это неудивительно. Машина создана на базе Лунохода. СТР с успехом убирал графитовые блоки и чистил крышу 3 энергоблока ЧАЭС в полях до 10 000 рентген в час. Человек бы гарантированно лишился там здоровья спустя считанные минуты. Чаще всего СТР использовался с ножом-отвалом и двумя камерами. На место работы машина доставлялась вертолётом или краном.


Мобот-Ч-ХВ2 (Мобильный робот-Чернобыль-Химические Войска второй). Сейчас уже без гусениц и мотора. Эта нехитрая машина очистила почти 11000 квадратных метров площади от радиоактивных обломков. Опыт, полученный при использовании модели, привёл к появлению целого КБ по разработке аварийной робототехники. Различные модификации Мобота производятся до сих пор.

Останки радиоуправляемого бульдозера “Komatsu”. Некоторые роботы этой фирмы были рассчитаны на работу даже глубоко под водой. Но с радиационными нагрузками в ЧЗО справились не все. Ныне стоит на территории завода “Юпитер” на окраине Припяти.

Самый спорный робот, информации по которому нет чуть более, чем вообще. Две самых популярных версии: что это Komatsu (тот самый бульдозер-амфибия, что мог работать под водой, но “сварился” на крыше ЧАЭС), или же, что это горнорудный робот советского производства. Руку на сердце – в первую версию я не верю, ведь колёсный движитель под водой, ИМХО, ущербен. Так что если это и Komatsu – то никак не связанный с водой. Больше всего машина подходит под описание нескольких безымянных роботов-перевозчиков.

РТК “Авангард” – изначально машина использовалась в горнодобывающей промышленности. В ЧЗО была доработана для уборки радиоактивных завалов и разведки.

Манипуляторы MF-2 и MF-3 немецкого производства. Согласно многим источникам вышли из строя сразу.

С немцами в ЧЗО вообще не везло. Этот полицейский немецкий робот Joker, оборудованный для работы на крышах 3-го и 4-го блоков, так и не сумел показать себя. В фильме-рассказе Валерия Стародумова (участника ликвидации, дозиметриста) говорится, что советская сторона, заказывая себе Joker, занизила возможныне уровни излучения. И робот, недостаточно защищённый чопорными немцами, вышел из строя.

Платформа, на которую возлагались большие надежды (есть предположение, что это РР-Г1 – если нет – поправьте). Доводка робота велась прямо на заводе “Юпитер” в Припяти. Кстати, там же было развёрнуто производство, тестирование и ремонт местной робототехнике. Есть большие сомнения, касательно того, успела ли эта платформа поучаствовать в ликвидации.

ТЕХНИКА В ЧЗО СЕЙЧАС

Нынешние уровни радиоактивности в ЧЗО не сравнить с теми, что были в 1986 году. Потому совершенно неудивительно, что тут уже давно нет ни БТРов, ни ИМРов. А есть тут ооочень много туристических автобусов всех марок. Наша группа (“Чернобыль-Тур”) ездила, например, на синем “Неоплане”. Поговорив с водителем я узнал, что автобус как-то специфически отмывать смысла нет – после экскурсии достаточно обычного посещения автомойки. Перед выездом из Припяти не поленился проверить колёсные ниши радиометром – было в пределах нормы.

Индивидуальные экскурсии чаще всего возят на таких вот “Мерседесах”. Эти белые и серебристые машины хорошо знакомы сталкерам. Ведь индивидуальные туры нередко забредают туда, где нелегалы не надеятся увидеть посторонних.

Персонал использует самую обычную автотехнику. В Припяти нам дважды встречались “Таврии” с людьми в камуфляже. Кунговые вахтовки, наряду с обычными Икарусами и Лазиками отвозят персонал, работающий в 30-километровой зоне в Киев. Полиция использует традиционные УАЗы, а также Volkswagen T5.

zov_24

Блог простого мизантропа

Блог простого мизантропа – путешествия, туризм, сталкинг, дигг.

Машины и роботы в ЧЗО


В отличие от предыдущих частей, в этой я остановлюсь на более специфической – технике. Почему это актуально? Да потому, что именно там, в ЧЗО, человечество впервые задумалось о “технике судного дня”. Вы будете удивлены, но в мире до 1986 года практически не существовало специальных машин и роботов, способных эффективно исполнять задачи в условиях сверх высоких уровней радиации. То, что было у военных, – не более чем машины радиационной разведки и разграждения. А на взорвавшейся АЭС нужны были краны, тракторы, манипуляторы, бетономешалки, осветители, самосвалы и стенобои. Часто эта техника была уникальна и собрана всего в одном экземпляре. Рассказать обо всех типах техники в ЧЗО в формате блога просто невозможно, так как это скорее раздел науки, нежели поле работы блогера. Потому только самое интересное.

Начну с того, что ещё можно встретить в Зоне. Техники, по различным причинам уцелейвшей, с каждым годом становится всё меньше. То, что было своего времени поставлено в радиационные отстойники – уже успешно распилено. То, то было брошено и забыто – большей частью разбирается мародёрами. Неудивительно, что целых машин, даже очень грязных, сейчас не найти. Вот такой кузов топливозаправщика стоит возле ЗГРЛС “Дуга”. Пожарная машина – возле ВНЗ “Круг”. Под Копачами есть троллейбус. Это “эхо” непосредственно событий 1986 года. Ещё раз напомню – заброшенной техники в рабочем состоянии (или вообще в состоянии неметалоллома) в ЧЗО нет.

Многие будут удивлены, узнав, что при ликвидации использовались самоходные артиллерийские установки ИСУ-152. Такие же в 1945 брали Берлин. Да, конечно, чернобыльские ИСУшки не военного производства (скорее всего выпусков 1950 гг.). Это мощная и грозная САУ применялась в Зоне для разрушения стен и построек. Легенду о том, что ИСУ-152 должны были стрелять бетонобойным снарядом по реакторным помещениям для создания отверстий я лично полностью отвергаю.Ю. Щербак в документальной повести “Чернобыль” писал о запрете даже крупнокалиберные пулемёты использовать в этих целях. Что уж и говорить о 152-мм болванке, способной разнести в щепу небольшой дом.

Строительство даже первого саркофага было беспрецедентным в истории. Бетон нужно было лить в специальные короба на высоту почти в 22 этажа! Работы же не прекращались даже ночью. Однако телеуправляемые краны ночью приходилось останавливать: они просто слепли. Огромную махину станции нужно было освещать. Из-за уровней радиации и невозможности установки прожекторов на вентиляционной трубе, инженеры решились на оригинальный шаг – осветительные приборы подвесили под военный аэростат ДКБА. А тот расположили прямо над пострадавшим блоком. Под конец строительства аэростат уже изрядно “светился” сам, а потому был захоронен в близлежащем могильнике.

Вот такие БРДМ-2 (БРДМ-2РХ), часто ещё с маркерами в виде жёлтых флажков, использовались в ЧЗО в качестве машин разведки. Забуксовав, экипаж мог задействовать 4 дополнительных колеса, выдвигающихся из корпуса. Да-да – забуксовав в зараженом месте в 1986 году можно было легко попрощаться со здоровьем. В Припяти и на территории самой станции активно снимали грунт, срезали зараженые дороги. По понятным причинам везде стояла грязь, а в дождь песчаные колеи быстро раскисали. Потому проходимость наравне с бронёй спасла не один десяток дозиметристов-разведчиков. Кстати, точное количество этих машин в ЧЗО до сих пор неизвестно.

Чернобыльская маршрутка – БТР-70. Он курсировал по самым грязным направлениям, отвозя от блока и привозя к нему новую смену рабочих. В качестве разведчика использовался редко по причине больших габаритов и отсутствия специального дозиметрического оборудования.

Командно-штабная машина “Ладога” использовалась для разведки в условиях чрезвычайно высоких уровней радиации. Пожалуй, это был единственный транспорт в Зоне, разработанный именно для действий в условиях ядерной войны. Он мог подходить к разрушенному блоку вплотную. Впрочем, “Ладога” только вела наблюдение. Вся же работа исполнялась трудягами ИМР и БАТ-М. куда менее защищёнными.

Инженерная машина разграждения (ИМР) – одна из главных трудяг Зоны. ИМР не только собирал опасное топливо, графит, грузил их в машины. ИМРы ровняли с землёй сёла, уничтожали технику перед захоронением в могильниках. Приблизительно так, как это делается на кадре кинохроники. На базе этой машины были созданы роботы марки “Клин”, работавшие под самым 4-м блоком.

В Припяти перед аварией было два БеЛАЗа, которые использовались для перевозки урожаев с колхозов. Как минимум одна такая машина после аварии была переоборудована в поливалку и использовалась для дезактивации. Планировалось применять эти машины в самой Припяти, где они должны были отмывать окна и стены высотных домов. Однако насосы оказались для этих целей слишком сильны, выбивая оконные рамы. Потому БеЛАЗ использовался для мытья дорог и прочных строений без стёкол.


Куда более лёгким и гибким в применении оказался армейский Зил-цистерна (авторазливочная станция АРС-14), использовавшийся в войсках РХБЗ. Нередко кабины этих грузовиков экранировались листами свинца. Немало различных ЗиЛов и Уралов в виде пожарных машин использовались для мытья зданий. Поливалки, по свидетельствам некоторых ликвидаторов, можно было найти в рабочем состоянии в разных уголках Зоны даже в 1987 году.

КрАЗы используются в ЧЗО по сей день. Эти неприхотливые и уже изрядно устаревшие машины я снял прямо через окно экскурсионного автобуса. Сзади – новая “арка”. На каждом наклейка в виде знака радиационного заражения. Могу предположить, что это “грязная” техника, которая может работать только в грязных зонах. Дальше этих строительных площадок для неё – только могильник.


Фото с сайта – chzo86.narod.ru

КамАЗы в ЧЗО отличились в первую очередь, как безотказные бетономешалки и самосвалы. Маршруты этих машин определяли их судьбу. Материалы до бетоносмесительных заводов привозили одни, а от этих заводов на станцию – ехали другие. Их дороги не пересекались, чтобы не привести к заражению условно чистых машин. Бетономешалки нередко самостоятельно украшались водителями разными надписями – как вот эта “Красноярск”. Впрочем-то, на лицо тут желание советской пропаганды создать образ единства и решительности народа в борьбе с невидимым врагом.

Трактор “Федя” (в девичестве – “Владимирец”). При дефиците роботов и нехватке компактных бульдозеров, справлялся на крыше с графитом и прочими обломками. Кабина обложена свинцом для уменьшения излучения для оператора. Захоронен.

И ещё раз немного лирики. 1980-е года. Весь мир только начал отходить от ядерной эйфории. Однако каждую минуту в небо готовы взмыть ракеты, превратив всё в радиоактивную пустошь. Репетицией апокалипсиса стала авария на Чернобыльской атомной станции. И оказалось, что в мире практически нет (. ) специализированных роботов, способных расчищать радиоактивные завалы, пробивать дырки в стенах, спасать людей в высоких радиационных полях. Их начали создавать с нуля в 1986 году. В год аварии СССР получил бесценный, хоть и трагический опыт использования робототехники в условиях близких к ядерной войне. Вполне вероятно, именно СССР мог бы возглавить прогресс в аварийной робототехнике, если бы не распался несколькими годами позже.

Это останки робота СТР-1 на открытой площадке техники ликвидаторов в Чернобыле. По некотором данным, применение этой машины позволило сохранить здоровье почти 1000 человек. Именно солько солдат понадобилось бы, чтобы выполнить всю его работу. Как самый высокотехнологичный советский робот, СТР часто мелькает в кинохронике. Это неудивительно. Машина создана на базе Лунохода. СТР с успехом убирал графитовые блоки и чистил крышу 3 энергоблока ЧАЭС в полях до 10 000 рентген в час. Человек бы гарантированно лишился там здоровья спустя считанные минуты. Чаще всего СТР использовался с ножом-отвалом и двумя камерами. На место работы машина доставлялась вертолётом или краном.


Мобот-Ч-ХВ2 (Мобильный робот-Чернобыль-Химические Войска второй). Сейчас уже без гусениц и мотора. Эта нехитрая машина очистила почти 11000 квадратных метров площади от радиоактивных обломков. Опыт, полученный при использовании модели, привёл к появлению целого КБ по разработке аварийной робототехники. Различные модификации Мобота производятся до сих пор.

Останки радиоуправляемого бульдозера “Komatsu”. Некоторые роботы этой фирмы были рассчитаны на работу даже глубоко под водой. Но с радиационными нагрузками в ЧЗО справились не все. Ныне стоит на территории завода “Юпитер” на окраине Припяти.

Самый спорный робот, информации по которому нет чуть более, чем вообще. Две самых популярных версии: что это Komatsu (тот самый бульдозер-амфибия, что мог работать под водой, но “сварился” на крыше ЧАЭС), или же, что это горнорудный робот советского производства. Руку на сердце – в первую версию я не верю, ведь колёсный движитель под водой, ИМХО, ущербен. Так что если это и Komatsu – то никак не связанный с водой. Больше всего машина подходит под описание нескольких безымянных роботов-перевозчиков.

РТК “Авангард” – изначально машина использовалась в горнодобывающей промышленности. В ЧЗО была доработана для уборки радиоактивных завалов и разведки.

Манипуляторы MF-2 и MF-3 немецкого производства. Согласно многим источникам вышли из строя сразу.

С немцами в ЧЗО вообще не везло. Этот полицейский немецкий робот Joker, оборудованный для работы на крышах 3-го и 4-го блоков, так и не сумел показать себя. В фильме-рассказе Валерия Стародумова (участника ликвидации, дозиметриста) говорится, что советская сторона, заказывая себе Joker, занизила возможныне уровни излучения. И робот, недостаточно защищённый чопорными немцами, вышел из строя.

Платформа, на которую возлагались большие надежды (есть предположение, что это РР-Г1 – если нет – поправьте). Доводка робота велась прямо на заводе “Юпитер” в Припяти. Кстати, там же было развёрнуто производство, тестирование и ремонт местной робототехнике. Есть большие сомнения, касательно того, успела ли эта платформа поучаствовать в ликвидации.

ТЕХНИКА В ЧЗО СЕЙЧАС

Нынешние уровни радиоактивности в ЧЗО не сравнить с теми, что были в 1986 году. Потому совершенно неудивительно, что тут уже давно нет ни БТРов, ни ИМРов. А есть тут ооочень много туристических автобусов всех марок. Наша группа (“Чернобыль-Тур”) ездила, например, на синем “Неоплане”. Поговорив с водителем я узнал, что автобус как-то специфически отмывать смысла нет – после экскурсии достаточно обычного посещения автомойки. Перед выездом из Припяти не поленился проверить колёсные ниши радиометром – было в пределах нормы.

Индивидуальные экскурсии чаще всего возят на таких вот “Мерседесах”. Эти белые и серебристые машины хорошо знакомы сталкерам. Ведь индивидуальные туры нередко забредают туда, где нелегалы не надеятся увидеть посторонних.

Персонал использует самую обычную автотехнику. В Припяти нам дважды встречались “Таврии” с людьми в камуфляже. Кунговые вахтовки, наряду с обычными Икарусами и Лазиками отвозят персонал, работающий в 30-километровой зоне в Киев. Полиция использует традиционные УАЗы, а также Volkswagen T5.

Источники:
http://zov-24.livejournal.com/50653.html
http://robo-sapiens.ru/stati/budushhee-uzhe-segodnya-obzor-kontseptov-letayushhih-taksi/

Ссылка на основную публикацию