В конце месяца на полигоне под Минском начнутся испытания первого белорусского электромобиля
Крутые виражи электроники
Массовое производство электромобилей на базе «БелДжи» планируется к 2020 году. Работа кипит. В министерстве промышленности анонсировали: первый наш легковой автомобиль с электроприводом пройдет испытания уже этим летом. За подробностями «Р» обратилась в Объединенный институт машиностроения НАН. Итак, что мы узнали?
Оказывается, к сборке нашего первого электромобиля приступили в марте. Сейчас он почти готов. Кузов взяли от серийной бензиновой модели «БелДжи» с вин-кодом 001. Это первая собранная у нас в стране машина под маркой Geely. Ее, по сути, переоборудуют. Правда, внешний вид будущего электрокара не окончательный. Эту серию авто выбрали для отработки технических решений в части электропривода. Комплектующие, которые будут составлять основу электродвигателя, все современные. Они разработаны нашими учеными и специалистами частных предприятий.
— Четыре года назад, когда объявили программу гибридных электроприводов, мы собрали разработки со всей страны, связались с предприятиями, которые владеют нужными технологиями. С ними заключили соглашения о сотрудничестве. Когда зашла речь о создании электромобиля, оставалось выбрать конкретных партнеров. Так что начинка полностью наша. Разве что накопитель — российский. Но и это устройство к моменту запуска машины в серийное производство мы сможем производить сами, — гендиректор Объединенного института машиностроения НАН кандидат технических наук Сергей Поддубко даже не сомневается в успехе.
Начало тестирования экспериментального образца электрокара запланировано на вторую половину июля. По расчетам, до 100 километров в час машина должна разогнаться за 9 секунд. Но это только на первых порах. Ученые не скрывают: многие технические моменты придется впоследствии пересматривать, отлаживать, корректировать, еще раз перепроверять. Например, актуальный вопрос – как грамотно расположить под капотом детали. Сколько по времени займет процесс такой отладки, разработчики пока судить не берутся, но затягивать они не намерены.
После этого им предстоит создать конструкторскую документацию, потом — технологическую, позже пройдут сертификационные испытания на собственном полигоне в Липках. Благо база — серийное авто, и многие параметры уже защищены документально. А там и до серийного производства недалеко. На все про все, по оценкам, уйдет год или чуть больше.
В Объединенном институте машиностроения также рассказали о скорости зарядки и объеме батареи электромобиля. Так, для полного заполнения ее емкости потребуется 3—4 часа. При этом на «заправку» 85% мощности уйдет около получаса.
Пока самой реальной возможностью внедрения электромобиля в массы видится развитие парка электротакси в Минске. И заинтересованность в этом со стороны Мингорисполкома уже есть. Проявляют интерес и перевозчики.
— В среднем дневной пробег автомобилей-такси — до 200 километров. Мы пока заявили о 150 километрах. Скажу сразу: перестраховались. На самом деле будет больше – скорее всего, доведем до 250 километров. А заряжаться машины смогут ночью, — рисует перспективы применения новинки Сергей Поддубко.
Применение новинки в муниципальной сфере руководитель института видит еще и потому, что электромобили – продукт недешевый. В Китае, к слову, средняя легковая машина стоит 13 тысяч долларов, а ее электроаналог — 32 тысячи. Расклад таков: к стоимости авто добавляется цена других комплектующих. Самый дорогой элемент — электронакопитель. Наш электромобиль, как ожидается, будет стоить примерно вдвое дороже бензинового аналога «БелДжи», примерно 20 тысяч долларов. Правда, не последнюю роль в формировании цены играет количество машин в серии: чем их больше, тем ниже будет ценник.
Думается, привлекать покупателей следует приятными кредитами и бонусами. Среди преимуществ таких авто — экологичность, бесшумность, минимальное обслуживание. Говорят, что после запуска БелАЭС в Островце список плюсов пополнится еще и экономической выгодой.
К слову, несмотря на небыстрый старт производства нашего электромобиля, в Германии уже заинтересовались его характеристиками и рассматривают возможность покупки в будущем крупных партий.
По оптимистичным прогнозам экспертов, к 2025 году число электромобилей у нас в стране увеличится до 32,7 тысячи штук. По пессимистичным — составит около 10 тысяч. В первом случае машины и электробусы будут потреблять примерно 250 млн киловатт-часов электроэнергии ежегодно, во втором — втрое меньше, 78 млн киловатт-часов.
Белорусский электромобиль – скорее миф, чем реальность. И вот почему
На днях на белорусском телевидении вышел очередной большой сюжет из серии «На контроле президента». На этот раз тема – белорусский электромобиль. Сюжет я внимательно посмотрел. Конечно, он полон пафоса и прикрас. Вот только некоторые фразы: «Прошлогодняя презентация белорусского электромобиля ознаменовала новую эру в белорусском машиностроении». «Собственные разработки позволят занять нишу на рынке, как это уже сделала когда-то широкая линейка белорусских брендов в машиностроении». Только вдумайтесь в это словосочетание: «широкая линейка автомобильных брендов Беларуси »! Немецкий автопром – давай, до свидания! «То, что мировой автопром проходил десятилетиями, белорусы в прыжке преодолели за два года». Как тебе такое, Илон Маск? Как вам такое, мировые автопроизводители с вековой историей? «За последние два года создана белорусская научная школа по электромобилю». «С запуском завода БелДжи ученые заговорили о формировании отечественной школы легкового автопрома».
Но посмотрим, какими новыми достижениями сегодня могут похвастаться белорусские ученые. В центре внимания – электрический седан Geely – тот самый, который показали прошлым летом. Чиновники уже тогда нахваливали новинку, но я убедился лично: машина не едет. К концу этого года автомобиль обещали серьезно доработать. Что изменилось? Сейчас машина уже на номерах. В кадр попал техпаспорт:
– Есть даже техосмотр, – с гордостью заявляет сотрудник Объединенного института машиностроения НАН РБ Александр Белевич . Вы когда-нибудь пробовали зарегистрировать в ГАИ самоделку? Если вы не Объединенный институт машиностроения – даже не пытайтесь.
Первый экспериментальный белорусский электромобиль, который разработали в Академии наук, смогли зарегистрировать в ГАИ. Кадр телеканала «Беларусь 1».
Второе изменение – вместо значка Geely теперь красуется эмблема ОИМ – аббревиатура института.
Наконец, самое главное: запас хода теперь 200 километров, а не 100, как было раньше. Окей, увеличили батарею вдвое – теперь она, видимо, занимает не полбагажника, как прежде, а целый.
«Новый электромобиль» оказался китайской копией «Тойоты» образца 2002 года
– А теперь приоткроем тайну: тут кипит работа над новым электромобилем! – в кадре появляется некий загадочный минивен. Неужели, это новая модель белорусского электромобиля?
– Самый наукоемкий агрегат, силовой инвертор, изготавливается на заводе «Измеритель» в Новополоцке , – говорит Александр Белевич и проводит рукой по агрегату с логотипом китайского автопроизводителя Joylong.
Агрегат с логотипом китайского автопроизводителя Joylong. Кадр телеканала «Беларусь 1».
Выясняется: наши ученые купили китайский электроминивен Joylong IFLY F5 – это копия Toyota Alphard, которая выпускалась с 2002 года. И со временем хотят ставить туда агрегаты белорусского производства. А пока, кроме покатушек по территории предприятия, похвастаться нечем.
Toyota Alphard (сверху) и ее китайский клон Joylong IFLY F5. Фото Wikipedia.org и кадр телеканала «Беларусь 1».
В китайский электроминивен наши ученые в перспективе хотят ставить белорусские агрегаты. Кадр телеканала «Беларусь 1».
Также в кадре появляется модная коммунальная машина для подметания улиц:
– Вот такой электро помощник уже убирает столичные улицы, – гордо говорит закадровый голос. Вот только забывает уточнить, что «помощник» вовсе не с электро- а с обычным дизельным двигателем.
Макет компактной коммунальной машины (на верхнем фото) и образец с дизельным двигателем, показанный на выставке «Белагро-2018». Кадр телеканала «Беларусь 1» и сайта dorkomteh.ru.
Перспективный белорусский электромобиль оказался неудачной российской разработкой двадцатилетней давности
Вскользь упоминается, что до конца года « Белоруснефть » установит 90 новых зарядных станций. Эй, до конца года – всего три недели! Чтобы вы понимали: нынешние 20 зарядных станций компания ставила в течение шести лет.
А еще в кадре появляется автолюбитель Дмитрий Кабанов , который мастерит самодельный спорткар. Пока это металлическая рама с подвеской, два сидения и руль. Причем тут электромобиль? Оказалось, Дмитрию предложили поставить на раму электромотор и батарею, и сделать «белорусский спорткар, завораживающий дух, ведь мир может скоро увидеть белорусов на Формуле-1».
Дмитрий Кабанов мастерит самодельный спорткар. Фото из Facebook Дмитрий Кабанова.
И, наконец, вишенка на торте! В кадре появляется небольшой синий пикап с гордой надписью «Испытания» на борту – еще одна разработка наших ученых. Этот электромобиль позиционируется как универсальный – и людей покатать, и вещи перевезти.
Автомобиль «Мишка» – неудачная разработка двадцатилетней давности.Кадр телеканала «Беларусь 1».
Все бы хорошо, но забыли про одну проблему. На самом деле, эта машина – неудачная разработка двадцатилетней давности. Называлась она «Мишка». Это такой российский конструктор Lego – металлическая рама с пластиковыми деталями кузова. В 1997 году думали, что он станет настоящим народным авто. Но не вышло. В 2002 году документацию за миллион долларов предлагали нашему БелАЗу – но завод отказался. Правда, несколько экземпляров в Жодино все-таки осталось. И вот один из них теперь стал чуть ли не «новейшей разработкой белорусских ученых».
«Мишка» – это такой российский «конструктор Lego»: металлическая рама с пластиковыми деталями кузова.
Что я про все это думаю?
Не надо себе льстить: никакой белорусской школы легкового машиностроения у нас нет. Да, есть маленькое частное конструкторское бюро, которое когда-то работало на проект «Ё- мобиль ». Да, несколько сотен человек теперь работают на конвейере под Жодино. Но конвейер установили и наладили китайцы – на свои же кредитные деньги. И автомобили, которые мы там выпускаем, разработали в Китае . И запчасти в нем китайские – даже в машине, показанной журналистам на презентации, не оказалось ни одной белорусской детали. При чем тут мы, и наша мифическая «школа машиностроения»?
Хотите иметь белорусский электромобиль? Не городите огород, не изобретайте велосипед – выпускайте электромобиль на заводе «БелДжи». Тем более в линейке Geely такая модель уже есть – год назад один экземпляр китайцы подарили Александру Лукашенко. В Китае уже произвели сотню тысяч таких машин, и наверняка добились отличного качества.
Хотите локализации? Не вопрос, выпускайте (если, конечно умеете) собственные компоненты. А пока до сих пор некоторые машины выходят с конвейера с китайскими покрышками. Не говоря уже про амортизаторы, стекла, радиаторы и т. д. – вроде умеем, но пока нет…
И вообще нужно делать то, что умеем. В автопроме у нас лучше всего получаются большие штуки – трактора, тягачи МЗКТ и БелАЗы . Давайте сфокусируемся на этом. А покупать легковушки, включая электромобили, лучше будем у тех, кто действительно умеет их разрабатывать и выпускать.
Мнение автора может не совпадать со мнением редакции
Источники:
http://www.kp.kz/daily/26918.5/3964536/
http://www.drive2.ru/e/By85wEAAAd0