Устройство, принцип работы, настройка, разборка и чистка аэрографа

Как правильно пользоваться аэрографом

Аэрограф представляет собой инструмент для распыления краски или лака посредством сжатого воздуха, проходящего через него. Благодаря тонкой регулировке воздушного потока художники аэрографии добиваются прорисовки даже мелких деталей рисунка. Но все же качество картинки во многом зависит не только от мастерства художника, но и от типа и конструкции аэрографа.

Как устроен и работает аэрограф

С виду небольших размеров прибор для распыления краски может включать в себя более 20 элементов, обеспечивающих его качественную работу. Чтобы понять устройство аэрографа, достаточно взглянуть на рисунок, приведенный ниже, где показан инструмент в разрезе.

Существует несколько видов аэрографов, которые имеют отличия в конструкции. Но всех их объединяет наличие основных, общих для всех типов аппаратов элементов.

  1. Бачок. Представляет собой емкость, в которую наливается краска. Из бачка краска поступает внутрь аэрографа, где перемешивается с воздухом. Емкость для краски может быть съемной и несъемной, ее объем достигает 100 мл. В зависимости от модели инструмента, бачок крепится на нем в трех положениях: сверху, сбоку или снизу.
  2. Триггер. Это кнопка (пусковой рычаг), предназначенная для управления прибором. При нажатии триггер взаимодействует с иглой, отодвигая ее. В инструментах двойного действия нажатие на кнопку открывает поток воздуха, а наклон рычага — подачу краски.
  3. Сопло. Может быть быстросъемным, которое поджимается колпачком, и резьбовым. Во втором случае сопло накручивается либо вручную, либо с помощью ключа из комплекта данного прибора. Диаметр сопла влияет на ширину рисуемой линии. Подбирается он в зависимости от того, какой ширины струя краски требуется художнику для воплощения своего замысла.
  4. Игла. Является самой хрупкой и значимой частью аэрографа. Игла перекрывает сопло и регулирует количество краски, которая проходит через него. Чем дальше элемент отодвигается от выходного отверстия сопла, тем большее количество краски распыляется, и наоборот.
  5. Направляющая иглы. Фиксирует иглу внутри корпуса аппарата. Данная фиксация позволяет игле точно попадать в отверстие сопла и перемещаться вперед-назад в пределах одной плоскости.
  6. Регулятор подачи краски. Регулирует подвижность иглы. Ее можно зафиксировать в определенном положении для требуемой подачи краски.
  7. Воздушный клапан. Открывается при нажатии на триггер и пропускает сжатый воздух, идущий от компрессора, в аэрограф.

Как уже говорилось выше, существуют разные виды аэрографов, которые можно разделить на приборы одинарного и двойного действия.

Аэрографы одинарного действия

В этих приборах после нажатия на рычаг открывается только поток воздуха, который смешивается с краской снаружи корпуса либо внутри него (приборы с внутренним или наружным смешиванием).

Аэрографы наружного смешивания (см. фото ниже) имеют самую простую конструкцию и используются для равномерного нанесения краски или лака на большие площади.

Прибор внутреннего смешивания (см. рис. далее) устроен таким образом, что соединение краски и воздуха происходит внутри его корпуса.

Приборы двойного действия

При нажатии на кнопку (курок) в инструменте двойного действия открывается только воздушный клапан. Но чтобы произвести подачу краски для смешивания с воздухом, этот самый рычаг нужно подвинуть немного назад. Регулировка подачи красителя позволяет художнику держать под контролем насыщенность цветов и ширину линий.

Как работает аэрограф

Принцип работы аэрографа заключается в следующем. После нажатия на триггер происходит открытие воздушного клапана, и воздух под давлением начинает поступать к соплу прибора и выходить из него. Поскольку аэрограф работает от проходящего через корпус прибора сжатого воздуха, давление которого выше, чем давление внешней среды, то краска поднимается из бачка и смешивается с ним. Но также существуют аэрографы с верхним расположением емкости. В таком случае осуществляется гравитационная подача краски. На следующем рисунке показан бачок сифонного (А) и гравитационного (В) типа.

Выходя из сопла, смесь краски и воздуха превращается в факел аэрозоля конической формы.

Настройка аэрографа перед работой

Перед тем как начать пользоваться аэрографом, особенно если он только что куплен, его нужно подготовить к работе. Прежде всего, требуется произвести настройку подачи краски. В норме, при несильном нажатии на триггер из сопла аэрографа должен идти только воздух (относится к инструментам одинарного действия). При дальнейшем перемещении (нажатии) рычага должна появиться краска.

Если при нажатии на рычаг сразу начинает распыляться краска, или при полном нажатии на триггер ее выделяется недостаточно, то потребуется настроить аэрограф.

  1. Открутите пластиковый колпачок прибора, придерживая устройство за металлическую гайку.
  2. Далее, необходимо открутить фиксатор иглы (показан стрелкой на следующем фото). Полностью откручивать фиксатор не следует. Его требуется просто ослабить, чтобы игла могла двигаться в направляющей. Иглу также сильно вытаскивать не следует, поскольку это вызовет вытекание краски.
  3. Если при малейшем нажатии на курок сразу подавалась краска, то иглу, в таком случае, требуется немного подвинуть вперед. Необходимо добиться такой настройки, чтобы краска начала подаваться при наполовину нажатом рычаге. Для этого следует нажать на рычаг (до половины хода) и, не отпуская его, закрутить фиксатор иглы.
  4. Далее, колпачок прикручивается на место. Но следует знать, что для точной настройки перемещения иглы на колпачке предусмотрен регулировочный винт. Поэтому его нужно немного выкрутить, включить компрессор и произвести точную настройку прибора.

Если настроить аэрограф таким образом, то при работе инструментом появится возможность плавной регулировки подачи жидкости в сопло.

Кроме всего, вышеописанные настройки не гарантируют правильную работу прибора, если подобрано неправильное давление в системе, к которой он подсоединен. Для аэрографа нужно давление в пределах 1-3 атм. Если в системе маленькое давление, то и результат работ получится грубым и некачественным. При слишком высоком давлении воздуха распыление получается более мелким, но управлять процессом становится сложнее.

Особенно возникают проблемы, если компрессор, сжимающий воздух, не имеет регулировки давления на выходе. В таком случае можно самостоятельно установить редуктор с манометрами между ресивером и шлангом подачи воздуха на прибор. Редуктор позволит точно регулировать давление воздуха, подаваемого на аэрограф, в зависимости от густоты краски и требуемых художественных приемов.

Разборка и чистка аэрографа после работы

Большинство проблем, возникающих при работе с аэрографом, происходят по причине плохой, нерегулярной или неправильной чистки прибора. Даже после непродолжительной работы с ним или при смене красителя прибор следует промывать водой (в случае использования красок на водной основе). Если используются специальные красители, то чистка аэрографа заключается в промывке его растворителями или чистящими растворами. Не следует оставлять любой тип краски в бачке на длительное время.

Разборка прибора

Качественно почистить аэрограф от краски получится после полной его разборки.

  1. Открутите колпачок, установленный в задней части устройства.
  2. Ослабьте цанговый зажим, фиксирующий иглу.
  3. Извлеките иглу из прибора.
  4. Выкрутите механизм подачи иглы вместе с цанговым зажимом. Вы увидите основные трущиеся части аэрографа, которые требуется смазывать после чистки. В качестве смазки можно использовать литол.


Далее, следует извлечь рычаг, стараясь не потерять скобу, которая выпадет из корпуса, если его повернуть отверстием для кнопки вниз. Рычаг также необходимо смазать литолом.ч

  • Снимите колпачок защиты иглы, установленный в передней части устройства.
  • Снимите колпачок, защищающий сопло.
  • Если требуется чистка сопла, то оно откручивается ключиком, идущим в комплекте с инструментом.
  • Далее, следует снять крышку с емкости для краски.
  • Важно! Полностью разобрать аэрограф придется только в случае перебоев в его работе или для смазки трущихся элементов. Обычно смазка элементов прибора требуется, если рычаг перестал нажиматься плавно, или он двигается с затруднением.

    Чистка инструмента

    Чистить аэрограф после окончания работы или смены красителя можно более простым способом, без полной разборки прибора.

    1. Удалите остатки краски из устройства.
    2. Извлеките иглу из корпуса инструмента и протрите ее в направлении от тупого конца к острому. Старайтесь не повредить острозаточенный конец иглы.
    3. Залейте в емкость прибора небольшое количество воды или растворителя. Промойте емкость и протрите ее тряпкой.
    4. Продуйте устройство воздухом при наполненной чистящим средством емкости.
    5. Открутите защитный колпачок иглы и протрите его, использовав растворитель, после чего установите колпак обратно.
    6. Вставьте иглу в устройство и зафиксируйте ее с помощью цанги.
    7. Снова продуйте аэрограф воздухом.

    Данная промывочная станция выполнена в виде емкости с отверстием для вставки аэрографа. Удобен очиститель тем, что защищает пользователя от вдыхания вредных для здоровья паров растворителя, поскольку он распыляется внутри емкости.

    Чем отмыть акриловую краску

    Промывать аэрограф после акрила, если он засох, достаточно сложно, поскольку в состав краски входят пленкообразующие вещества. Методы очистки аэрографа от акрила различаются в зависимости от того, на протяжении какого времени краска находилась в инструменте.

    1. Если требуется смыть акриловый краситель, который еще не засох, то подойдет обычная вода. Очистка устройства ускорится, если вода будет теплой.
    2. Нахождение краски в инструменте более часа (до суток) приводит к ее затвердению. В таком случае еще не поздно размягчить и удалить акрил с помощью обычной водки, спирта или спиртосодержащих жидкостей.
    3. В самом запущенном случае, если акрил находился в приборе несколько суток, то удалить его можно только с помощью бензина, ацетона, уайт-спирита или керосина.

    Под воздействием перечисленных выше веществ размягчение пленкообразователя акриловой краски происходит приблизительно за 30 мин. Следует несколько раз заливать какой-либо растворитель в бачок и смачивать им остальные, засоренные акрилом элементы аэрографа.

    Важно! Замачивать устройство в растворителе нельзя, поскольку могут выйти из строя резиновые и пластиковые уплотнители. Для удаления размягченной краски обычно используют специальные ершики.



    Наставление по боевому применению аэрографа

    Смотреть все картинки

    Утверждено приказом Главного редактора “М-Хобби” от 15.04.93

    Аэрограф Новолукомльского завода является основным ручным оружием российского моделиста и предназначен для окраски живой силы и техники на дальностях до 250-300 мм.

    Питание аэрографа краской производится из резервуара, находящегося на его корпусе, или из приставного магазина, входящего в принадлежность. Питание воздухом может осуществляться от компрессора, местных пневмосетей или другого источника воздуха с давлением не ниже 1,7 атмосфер.

    В комплект входят: аэрограф, футляр-подставка, принадлежность, руководство. В составе принадлежности имеется: запасная игла, три сопла с форсунками (внутренний диаметр отверстия форсунок 0,3, 0,4, 0,8 мм), приставной магазин для краски, кронштейн для крепления на подставке в боевом положении. В походном положении аэрограф помещается в футляре-подставке (размер футляра 210х100х20 мм).

    Принцип действия

    Автоматика аэрографа работает на принципе эжектора. За счет разряжения, возникающего в струе воздуха (эффект Бернулли), краска засасывается в поток из форсунки (3) и распыляется. В положении “готовность” отверстие форсунки перекрыто иглой (10). При нажатии на гашетку (8) она воздействует на толкатель (9), который передает усилие на сухарь (11), закрепленный на игле. Игла отходит назад, до упора резьбового хвостовика иглы (12) в винт регулировки хода (15). При этом отверстие форсунки открывается и происходит распыление краски. После отпускания гашетки игла возвращается в прежнее положение под действием возвратной пружины (13). Гашетка закрыта кожухом (6), который закреплен гайкой (5). Воздух попадает в корпус аэрографа через штуцер (16), а затем, через отверстие в корпусе и проточки на внешней поверхности форсунки в сопло (1). Для предохранения от попадания воздуха высокого давления в резервуар с краской, служит хлорвиниловая уплотнительная прокладка (4).

    Органы управления и регулировки

    1. Гашетка (8). Находится на корпусе с правой стороны при направлении распыла “от себя”. При нажатии на гашетку заряженного и исправного аэрографа происходит распыление краски. ВНИМАНИЕ! ПЕРЕД НАЖАТИЕМ НА ГАШЕТКУ УБЕДИТЬСЯ В ОТСУТСТВИИ В ЗОНЕ РАСПЫЛА ЛЮДЕЙ, ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ, ИСТОЧНИКОВ ОТКРЫТОГО ПЛАМЕНИ, А ТАКЖЕ ДЕКАЛЕЙ , ФОНАРЕЙ КАБИН И ДРУГИХ ПОСТОРОННИХ ПРЕДМЕТОВ!
    2. Винт регулировки хода гашетки (15). Находится на заднем конце аэрографа. Определяет крайнее заднее положение иглы. Ограничивая максимальный ход гашетки, регулирует подачу краски из резервуара. При полностью завернутом винте ход гашетки равен нулю, и подача краски не осуществляется.
      ВНИМАНИЕ! НЕ СЛЕДУЕТ ПОЛНОСТЬЮ ВЫКРУЧИВАТЬ ВИНТ – ПРИ ЭТОМ ВОЗМОЖНО ВЫСКАКИВАНИЕ ВОЗВРАТНОЙ ПРУЖИНЫ (13).
    3. Регулируемое сопло (1). Находится в передней части аэрографа и предназначено для регулировки скорости воздушной струи и ширины факела распыла. Регулировка осуществляется перед покраской, вращением сопла по резьбе. В необходимом положении сопло закрепляется контргайкой (2).
      ВНИМАНИЕ! ПРИ ПОЛНОСТЬЮ ЗАВЕРНУТОМ СОПЛЕ ПОДАЧА ВОЗДУХА ПЕРЕКРЫТА И ВОЗМОЖЕН СРЫВ ШЛАНГА, НАРУШЕНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ ПРОКЛАДОК И ПЕРЕГРЕВ КОМПРЕССОРА!
    4. Резьбовой сухарь (11). Находится внутри корпуса аэрографа на винте. Определяет крайнее переднее положение иглы, и передвигается вращением по резьбе. Регулировка производится при наладке нового аэрографа или при смене сопла. В рабочем положении сухарь фиксируется резьбовым хвостовиком иты (12).
      ВНИМАНИЕ! ПРИ СЛИШКОМ ПЕРЕДНЕМ ПОЛОЖЕНИИ СУХАРЯ ИГЛА НЕ ДОХОДИТ ДО ОТВЕРСТИЯ СОПЛА И ПОДАЧА КРАСКИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ДАЖЕ ПРИ ОТПУЩЕННОЙ ГАШЕТКЕ!

    ПРОМЫВКА

    Промывка аэрографа осуществляется при смене краски, а также сразу после окончания работы. Для этого в резервуар заливается чистый растворитель, винт регулировки хода ослабляется, и производится распыление до полной выработки растворителя. При переходе с темного цвета краски на светлый, при пользовании металлическими красками, а также в конце работы промывку повторить дважды. При несвоевременной или некачественной промывке возможен выход аэрографа из строя.

    Неполная разборка

    Неполная разборка производится:

    1. При регулировке и наладке аэрографа.
    2. При обслуживании и чистке.
    3. При возникновении задержек.

    ЗАПРЕЩАЕТСЯ производить разборку заряженного аэрографа, а также аэрографа, подключенного к источнику воздуха высокого давления. При неполной разборке следует в начале отвернуть кожух (14), и извлечь иглу с сухарем и хвостовиком. При обращении с иглой соблюдать осторожность, не допуская деформации острия. Затем последовательно снимаются сопло (1), контргайка (2), форсунка (3), гайка (5), кожух (6), гашетка и толкатель (8,9). Прокладка (4) при вывинчиваним форсунки может остаться внутри корпуса. Во избежание ее порчи не следует пытаться ее извлечь. Если прокладка осталась на форсунке – не допускать ее утери. Сборка производится в обратном порядке.

    При аккуратном пользовании и тщательной промывке частой чистки не требуется. Чистка производится растворителями, при этом промываются сопло, гашетка, толкатель, игла, корпус снаружи. При засорении отверстия форсунки запрещается чистить его металлическими и другими твердыми предметами (проволока и т. д.). В этом случае следует положить форсунку в растворитель на 1-2 суток, а затем продуть ее компрессором.

    Источники:
    http://scalemodels.ru/articles/52-nastavlenie-po-boevomu-primeneniju-ajerografa.html
    http://scalemodels.ru/articles/59-rabota-s-ajerografom.html

    Ссылка на основную публикацию