Калибровка проектора своими руками: настраиваемые параметры, простые методы

Избранные статьи

Статьи раздела

Обсуждаемые статьи

VanekCem 5 сентября 2018, 22:06

VanekCem 3 марта 2020, 00:08

snegirooow 12 ноября 2020, 23:26

Последние темы форума

vipersnike 12 марта 2016, 02:11

Urshak 7 марта 2016, 18:05

Macload 2 марта 2016, 22:14

evilgunner 29 февраля 2016, 06:51

galina 16 февраля 2016, 13:20

Популярные темы форума

Evgene 14 января 2015, 18:12

vipersnike 12 марта 2016, 02:11

Urshak 7 марта 2016, 18:05

Macload 2 марта 2016, 22:14

evilgunner 29 февраля 2016, 06:51

Базовое руководство по калибровке проектора с помощью системы управления цветом (CMS)

Вопрос о том, как добиться точных цветов с помощью системы управления цветом (CMS), периодически задают счастливые обладатели проекторов и телевизоров, позволяющих эту точную регулировку осуществить. Цель статьи в том, чтобы разобрать данный вопрос настолько простым языком, насколько это возможно.

Примечания переводчика: Несмотря на то, что статья написана в 2007 году, она содержит информацию по настройке цвета, которая не менее актуальна и сегодня. Тем не менее, некоторые из упомянутых в статье наименований измерительных приборов и программного обеспечения вполне могли исчезнуть из продажи.
Статья подверглась минимальной доработке с целью улучшить её понятность.
Здесь и далее, слово дисплей подразумевает любое устройство отображения визуальной информации, включая телевизоры, мониторы, проекторы и пр.
Калибровка проектора предполагает приведение отображаемого изображения в соответствие с тем или иным стандартом, применяемым в индустрии производства видео.

Оборудование, которое требуется для осуществления калибровки
  • Колориметр. USB устройство, которое вы направляете на дисплей, чтобы определить цвета и световой поток и передать эту информацию на компьютер. Самое точное устройство по цене менее $1000 – X-Rite i1Pro, хотя пользоваться им далеко не всегда удобно. На втором месте с минимальным отрывом идёт X-Rite Chroma 5, продаваемый только через OEM каналы, по которым также распространяется софт для калибровки. Значительно менее дорогой вариант, но при этом не настолько уж и более неточный – X-Rite Display 2, который также продаётся под обозначением «Pantone Eye-One Display LT» за менее, чем $150. Я бы советовал избегать менее дорогих колориметров, так как они не дают уровень точности, который я бы назвал приемлемым.
  • Калибровочное ПО. Вам оно нужно, чтобы интерпретировать данные, получаемые колориметром. Помимо очень дорогих профессиональных программ, есть три хороших варианта для любителей и протребителей: HCFR, CalMan и ChromaPure. HCFR – бесплатное ПО. CalMan и ChromaPure (моего собственного производства) – платные, с ценой около $200, в зависимости от выбранного доп. функционала.
  • Тестовые изображения. Наконец, вам понадобится каким-либо способом отобразить тестовые изображения на экране. Самый простой способ – с помощью DVD. GetGray диск можно скачать и записать на DVD (цена $25). Участники нашего форума также создали хороший набор HD тестовых изображений для Blu-ray и HD-DVD плееров. Наконец, я собрал очень простой калибровочный диск, на котором имеются изображения, необходимые для каждого шага в этом руководстве. Ссылка для скачивания – в конце статьи.
  • Фотометр (опционально). Если у вас проектор, то я считаю, что измеритель освещённости AEMC CA813 будет полезен, чтобы производить все измерения, не требующие параметров цвета, например контрастности, уровня чёрного и пр. Это – точный и недорогой инструмент, которым очень легко пользоваться.

Если всё вышеперечисленное у вас на руках, то вы готовы приступить к калибровке цветов проектора.
Для начала, изложу несколько основных принципов и терминов.

Параметры цветов определяют по двум направлениям:

  • Регулировка динамического баланса белого («шкалы серого») , или Gray scale tracking.
    Данному аспекту цветовых характеристик дисплея уделяют наибольшее внимание, он относится к способности дисплея отображать нейтральный оттенок белого на всём протяжении шкалы, от самого тёмного чёрного, до самого яркого белого. Если дисплей не в состоянии этого сделать, то все цвета будут выглядеть очень неестественно:


(На втором изображении шкала серого очевидным образом сдвинута в сторону синего, что заметно на всём её протяжении)

Цветовой охват/цветовая палитра (Color gamut). Это – диапазон цветов, которые способен отобразить данный дисплей. Популярным вариантом представления этой палитры является треугольная диаграмма, именуемая диаграммой CIE, или диаграммой цветности. Диаграмма организует цвета по координатам x и y:


На диаграмме точками обозначены белый цвет, базовые цвета (Красный, Синий, Зелёный) и дополнительные цвета (зелёно-голубой/циан, жёлтый, пурпурный/маджента).

Цвет также обладает параметром яркости (luminance), который не представлен на диаграмме. Можно представить, что яркость меняется по оси z:


Итак, координаты xy на диаграмме определяют базовые цвета (красный, зелёный и синий) и точку белого. Дополнительные цвета (циан (голубой), маджента(пурпурный) и жёлтый) получаются из координат базовых цветов и точки белого. Каждый из этих цветов точно определён на осях xy для всех форматов видео. Все коммерческие видео-материалы производятся в соответствии с этими стандартами. Если дисплей не в состоянии точно отображает цветовую палитру, то это негативно скажется на изображении. За последние годы, кажется, цифровые дисплеи стали исключительно неточными в этом отношении. Единственный метод, позволяющий это исправить – это CMS (система управления цветом). CMS позволяет коренным образом повлиять на работу дисплея, но на немногих дисплеях она есть, а из тех, у кого она есть, не всегда работает правильно.

На фотографии ниже — стандартная для сегодняшнего рынка картина: чтобы убедиться в преимуществах того или иного дисплея, покупателю демонстрируют пёстрые, кричащие цвета, которые могут совершенно не соответствовать тому, что хотел передать режиссёр. Дисплеи зачастую продаются с намеренно неточно установленной цветопередачей.

Важно понимать, что эти две стороны точной цветопередачи, шкала серого и цветовая палитра, хотя и влияют друг на друга, но являются, по большей части, независимыми. У вас может быть хороший баланс белого и неточная цветовая палитра. Каждый аспект нужно настраивать отдельно.

Терминология
  • xyY — Стандартный метод точного определения цветов. x и y – координаты, размещающие цвет на диаграмме CIE, упомянутой выше. Метод позволяет графически представить зафиксированные в стандартах описания цветов. Y обозначает яркость цвета, которая не находится в плоскости xy.
    Далее мы встретимся также с цветовыми пространствами, базирующимися на CIE, но слегка отличающимися, в которых цвета определяются похожим образом: Lab и Luv, где L(lightness) — аналог яркости Y, а ab и uv аналогичны xy диграммы CIE.
  • Насыщенность (Saturation) – насыщенность цвета сравнительно с собственной яркостью. На диаграмме CIE насыщенность – это расстояние от белого до цвета. Убавьте насыщенность, — и цвет станет менее цветной версией самого себя, сохранив прежнюю яркость.
  • Цветовой тон, оттенок (Hue) – главная характеристика, позволяющая отличить один цвет от другого. Тон цвета определяется углом относительно точки белого. Если оттенки сбиты, то каждый цвет будет выглядеть, будто в нём имеется примесь другого цвета. К примеру, красный с желтоватой примесью будет выглядеть, как оранжевый. Синий с добавкой красного будет выглядеть слегка фиолетовым.


На изображении показано, к каким изменениям жёлтого цвета приводит изменение насыщенности, а к каким — тона.

  • Яркость (Brightness) – яркость цвета. Яркость цвета (или белого) может быть измерена простым фотометром.
  • Для всех практических задач отображаемые устройством цвета могут быть адекватно описаны через три вышеупомянутые характеристики: насыщенность, цветовой тон (оттенок) и яркость. Так как «лучше один раз увидеть», вот примеры, иллюстрирующие эти три характеристики:

    Насыщенность

    Оттенок/тон

    Яркость

    В каждом из примеров зелёный справа сдвинут примерно в одинаковой степени. В первом случае – в сторону уменьшения насыщенности, во втором – в сторону желтоватого оттенка, в третьем – снижена яркость.

    Как эти понятия связаны?

    Координаты цвета xy задают его насыщенность и оттенок. Значение Y задаёт яркость. Правильные координаты xy для всех базовых цветов определены эталонными точками на треугольной диаграмме цветности CIE. Если цвет отклоняется от эталонной точки, смещаясь в сторону других цветов диаграммы, то тон неправильный и нуждается в корректировке. Если цвет смещён ближе или дальше относительно точки белого на диаграмме относительно эталона, то насыщенность неверная и нуждается в корректировке. Наконец, если цвет слишком яркий или тёмный по отношению к эталону (не показанному на диаграмме, но определённому математически), то яркость неверна и нуждается в корректировке.

    Координаты цветов на диаграмме CIE по различным стандартам
    SMPTE-C
    Rec. 709
    xyYxyY
    Кр.0.63000.34000.2124Кр.0.64000.33000.2126
    Зел.0.31000.59500.7011Зел.0.30000.60000.7152
    Син.0.15500.07000.0866Син.0.15000.06000.0722
    Жел.0.42090.50670.9134Жел.0.41930.50530.9278
    Циан0.23060.32620.7876Циан0.22460.32870.7874
    Мадж.0.31440.16060.2989Мадж.0.32090.15420.2848
    Бел.0.31270.32901.0000Бел.0.31270.32901.0000
    EBUDCI
    xyYxyY
    Кр.0.64000.33000.2220Кр.0.68000.32000.2095
    Зел.0.29000.60000.7067Зел.0.26500.69000.7216
    Син.0.15000.06000.0713Син.0.15000.06000.0689
    Жел.0.41720.50180.9287Жел.0.42480.54760.9311
    Циан0.21970.32870.7780Циан0.20480.36020.7905
    Мадж.0.32710.15760.2933Мадж.0.34240.15440.2784
    Бел.0.31270.32901.0000Бел.0.31400.35101.0000

    Из всех перечисленных, только координаты xy для основных цветов и белого являются абсолютными. Дополнительные цвета и значения яркости являются производными от координат основных цветов и точки белого. Если у вас основные цвета совпадают с этими стандартами, то этот список правильно определяет яркость, насыщенность и тон ваших дополнительных цветов. Однако, при отличающемся наборе основных цветов, вам, возможно, надо будет нацелиться на на немного другие значения яркости, тона и насыщенности дополнительных цветов. Вычисления, необходимые для описания этих взаимосвязей, слишком громоздкие, чтобы размещать из здесь, но в хорошем калибровочном ПО это всё учитывается.

    chronojohn

    Лаборатория истины

    Заметки аудио-видео еретика 🙂

    Итак, настало время поднять тему правильного изображения.
    Так сложилось, что производители видеоаппаратуры, в частности устройств отображения: телевизоров, проекторов, мониторов – пытаются предложить потребителю свою версию «правильной» картинки. Точно так и производители акустических систем предлагают свою версию «правильного» звука, несмотря на то, что акустика вносит изменения в звук во много раз больше, чем любой другой компонент аудиосистемы. По существу, производители телевизоров и проекторов намеренно искажают оригинал, чтобы их продукт отличался от конкурентов в лучшую (по их представлениям) сторону.
    К счастью, с изображением дело обстоит проще, чем со звуком. Стандарты изображения четко определены, тестовое оборудование существует. Поэтому определить, правильно показывает телевизор или нет, гораздо проще, чем выяснить, правильно ли звучит колонка. Тут не пройдет аргумент аудиофила-фанатика типа: «надо иметь золотые уши, чтобы слышать» или «глаза, чтобы увидеть». Хотя я встречался со случаями, когда продавцы убеждали покупателя купить телевизор с убогим изображением, говоря, что именно так и выглядит эталон.
    Я хочу показать людям, на что обращать внимание при выборе телевизора или проектора, и выделить самое важное и несущественное.
    В нынешних аудио-видео журналах все чаще стали появляться графики измерений тестируемых дисплеев. Что они значат для потребителя на самом деле, понимают далеко не все. Попробую объяснить простым языком на примере калибровки одного из лучших проекторов для домашнего кинотеатра – Sharp XV-Z21000.

    Почему именно Sharp? Объясню.
    1. Аппарат собран на шасси, спроектированном специально для кино, а не переделанном из офисного проектора. Это шасси с успехом используется уже много лет и на нем собрано несколько первоклассных аппаратов Sharp. Проектор оснащен отличной оптикой, мощным видеопроцессором и регулируемой диафрагмой. Для формирования правильного изображения у него есть все возможности.
    2. Sharp является представителем DLP проекторов, с разрешением матрицы Darkchip3 1920х1080, что, на мой взгляд, идеально для современного кинотеатра.
    3. Z21000 имеет большой набор пользовательских регулировок, которые доступны без сервисного меню, что дает большие возможности по настройке изображения.
    Я не стану утомлять теорией формирования изображения и видео стандартами, речь здесь не об этом. Смысл любой калибровки в следующем: настроить цветовую температуру, чтобы во всем диапазоне она была как можно ближе к стандарту 6500К, а также настроить правильную работу цветового декодера для корректной цветопередачи. Все это нужно для правильного отображения картинки в соответствии со стандартом, то есть максимально близко к тем условиям, при которых создавался или монтировался фильм.
    Для калибровки я использую спектрорадиометр GretagMacbeth i1 Pro. Процесс подразумевает настройку всех параметров изображения: яркости, контрастности, гаммы, цветовой температуры и цветового декодера.
    Экран, на который выводилось изображение, – Draper Premier 92” M1300 с матовым белым полотном с коэффициентом 1.0. Проводились замеры света, отраженного от полотна экрана.
    Источник изображения и тестовых сигналов – компьютер. Соединение по HDMI.
    Наряду с генератором тестовых сигналов использовался Blu-ray диск Digital Video Essentials HD Basics (изображения с него).
    Все параметры проектора были приведены к заводским настройкам.
    Итак, о самой калибровке. Сначала я решил провести замеры штатных режимов изображения. Режимы Natural и Dynamic я исключил сразу, т.к. они были далеки от идеала. Остался режим Standard (как же без него, название говорит само за себя) и два режима Movie, как приближенные к правильной картинке.
    Вот результаты измерений:

    Первое, что бросается в глаза, – сильное смещение цветовой температуры в сторону холодных тонов. Standard – 9500, Movie 1 и 2 около 8500. Это объяснимо, ведь увеличение цветовой температуры дает эффект более яркой картинки. Второе – баланс белого. Лишь у Movie 2 едва заметно стремление к правильным параметрам. Про остальные режимы я молчу – видно и так.
    Еще несколько любопытных цифр – показатели реальной контрастности для этих режимов. Standard – 198:1, Movie 1 – 208:1, Movie 2 – 192:1. При минимальном уровне на черном – 0.434, 0.155, 0.144 соответственно. Интересно, а какие показатели тогда у LCD.
    Для калибровки был выбран режим пользовательских настроек, все улучшители изображения отключены, цветовая температура установлена на 5500К как максимально близкая к требуемой 6500К. Режим лампы переведен на тихий/экономичный (то же самое и в заводских установках Movie 1 и 2). Диафрагма в среднем положении (Medium). Я решил, что такая установка является удачным сочетанием яркости изображения и достойного уровня черного.

    Что мы имеем в результате калибровки:
    1. Цветовая температура на уровне 6500К во всем диапазоне (пики на 0-10 – погрешность прибора при низком уровне света).
    2. Баланс белого настроился почти идеально.
    3. Цветовой декодер точен на 90% (немного не удалось вытянуть синий, думаю при определенном терпении и это достижимо).
    4. Реальная контрастность – 1233:1 при уровне черного 0.0261.
    По-моему, получился довольно неплохой результат!
    Как же все эти показатели соотносятся с реальными изображениями? Попробую продемонстрировать. Я понимаю, что фотокамера не в состоянии передать реальную картину, но тут важен смысл, и я думаю, что он будет понятен всем. Все кадры я делал с одинаковой экспозицией, чтобы была понятна разница в яркости и контрастности режимов изображения. Я решил продемонстрировать на примере кадров из DVE HD Basics. Смотрите сами (откалиброванный вариант справа внизу):

    1. Из-за одинаковой экспозиции изображения режима Standard получились передержанными, ведь уровень белого на нем почти в 3 раза превосходит остальные режимы. Но это необходимо для правильной оценки. Таблица приведена здесь для порядка, хотя при наличии синего фильтра эффект виден даже на этих картинках (конечно, если у вас самих откалиброван монитор ;-)).

    2. Яблоки с бананами выглядят приемлемо, хотя Movie 2 выглядит довольно грустно. Мультфильмы прекрасно смотреть и на Standard!

    3. Сразу бросается в глаза холодный тон заводских установок и нереальная цветопередача (телесный цвет).

    4. Здесь аномалии цветопередачи уже налицо.

    5. Заводские установки выглядят холодно и скучно, телесный цвет никуда не годится.

    6. Контраст на заводских установках слаб, черный практически отсутствует, на темном фоне шум.

    Теперь как всегда выводы:
    1. Очевидно, что заводские настройки имеют мало общего с правильным изображением.
    2. Большинство дисплеев можно настроить так, чтобы выводимое ими изображение соответствовало стандартам.
    3. Поскольку в случае с проектором в системе присутствует еще и экран, покрытие которого хоть и не решающе, но все-таки ощутимо влияет на изображение, калибровать следует всю систему.
    4. Не могу не похвалить первоклассный проектор Sharp Z21000, который, несмотря на далекие от идеала заводские настройки, обладает всеми возможностями для достижения изображения эталонного качества.

    chronojohn

    Лаборатория истины

    Заметки аудио-видео еретика 🙂

    Итак, настало время поднять тему правильного изображения.
    Так сложилось, что производители видеоаппаратуры, в частности устройств отображения: телевизоров, проекторов, мониторов – пытаются предложить потребителю свою версию «правильной» картинки. Точно так и производители акустических систем предлагают свою версию «правильного» звука, несмотря на то, что акустика вносит изменения в звук во много раз больше, чем любой другой компонент аудиосистемы. По существу, производители телевизоров и проекторов намеренно искажают оригинал, чтобы их продукт отличался от конкурентов в лучшую (по их представлениям) сторону.
    К счастью, с изображением дело обстоит проще, чем со звуком. Стандарты изображения четко определены, тестовое оборудование существует. Поэтому определить, правильно показывает телевизор или нет, гораздо проще, чем выяснить, правильно ли звучит колонка. Тут не пройдет аргумент аудиофила-фанатика типа: «надо иметь золотые уши, чтобы слышать» или «глаза, чтобы увидеть». Хотя я встречался со случаями, когда продавцы убеждали покупателя купить телевизор с убогим изображением, говоря, что именно так и выглядит эталон.
    Я хочу показать людям, на что обращать внимание при выборе телевизора или проектора, и выделить самое важное и несущественное.
    В нынешних аудио-видео журналах все чаще стали появляться графики измерений тестируемых дисплеев. Что они значат для потребителя на самом деле, понимают далеко не все. Попробую объяснить простым языком на примере калибровки одного из лучших проекторов для домашнего кинотеатра – Sharp XV-Z21000.

    Почему именно Sharp? Объясню.
    1. Аппарат собран на шасси, спроектированном специально для кино, а не переделанном из офисного проектора. Это шасси с успехом используется уже много лет и на нем собрано несколько первоклассных аппаратов Sharp. Проектор оснащен отличной оптикой, мощным видеопроцессором и регулируемой диафрагмой. Для формирования правильного изображения у него есть все возможности.
    2. Sharp является представителем DLP проекторов, с разрешением матрицы Darkchip3 1920х1080, что, на мой взгляд, идеально для современного кинотеатра.
    3. Z21000 имеет большой набор пользовательских регулировок, которые доступны без сервисного меню, что дает большие возможности по настройке изображения.
    Я не стану утомлять теорией формирования изображения и видео стандартами, речь здесь не об этом. Смысл любой калибровки в следующем: настроить цветовую температуру, чтобы во всем диапазоне она была как можно ближе к стандарту 6500К, а также настроить правильную работу цветового декодера для корректной цветопередачи. Все это нужно для правильного отображения картинки в соответствии со стандартом, то есть максимально близко к тем условиям, при которых создавался или монтировался фильм.
    Для калибровки я использую спектрорадиометр GretagMacbeth i1 Pro. Процесс подразумевает настройку всех параметров изображения: яркости, контрастности, гаммы, цветовой температуры и цветового декодера.
    Экран, на который выводилось изображение, – Draper Premier 92” M1300 с матовым белым полотном с коэффициентом 1.0. Проводились замеры света, отраженного от полотна экрана.
    Источник изображения и тестовых сигналов – компьютер. Соединение по HDMI.
    Наряду с генератором тестовых сигналов использовался Blu-ray диск Digital Video Essentials HD Basics (изображения с него).
    Все параметры проектора были приведены к заводским настройкам.
    Итак, о самой калибровке. Сначала я решил провести замеры штатных режимов изображения. Режимы Natural и Dynamic я исключил сразу, т.к. они были далеки от идеала. Остался режим Standard (как же без него, название говорит само за себя) и два режима Movie, как приближенные к правильной картинке.
    Вот результаты измерений:

    Первое, что бросается в глаза, – сильное смещение цветовой температуры в сторону холодных тонов. Standard – 9500, Movie 1 и 2 около 8500. Это объяснимо, ведь увеличение цветовой температуры дает эффект более яркой картинки. Второе – баланс белого. Лишь у Movie 2 едва заметно стремление к правильным параметрам. Про остальные режимы я молчу – видно и так.
    Еще несколько любопытных цифр – показатели реальной контрастности для этих режимов. Standard – 198:1, Movie 1 – 208:1, Movie 2 – 192:1. При минимальном уровне на черном – 0.434, 0.155, 0.144 соответственно. Интересно, а какие показатели тогда у LCD.
    Для калибровки был выбран режим пользовательских настроек, все улучшители изображения отключены, цветовая температура установлена на 5500К как максимально близкая к требуемой 6500К. Режим лампы переведен на тихий/экономичный (то же самое и в заводских установках Movie 1 и 2). Диафрагма в среднем положении (Medium). Я решил, что такая установка является удачным сочетанием яркости изображения и достойного уровня черного.

    Что мы имеем в результате калибровки:
    1. Цветовая температура на уровне 6500К во всем диапазоне (пики на 0-10 – погрешность прибора при низком уровне света).
    2. Баланс белого настроился почти идеально.
    3. Цветовой декодер точен на 90% (немного не удалось вытянуть синий, думаю при определенном терпении и это достижимо).
    4. Реальная контрастность – 1233:1 при уровне черного 0.0261.
    По-моему, получился довольно неплохой результат!
    Как же все эти показатели соотносятся с реальными изображениями? Попробую продемонстрировать. Я понимаю, что фотокамера не в состоянии передать реальную картину, но тут важен смысл, и я думаю, что он будет понятен всем. Все кадры я делал с одинаковой экспозицией, чтобы была понятна разница в яркости и контрастности режимов изображения. Я решил продемонстрировать на примере кадров из DVE HD Basics. Смотрите сами (откалиброванный вариант справа внизу):

    1. Из-за одинаковой экспозиции изображения режима Standard получились передержанными, ведь уровень белого на нем почти в 3 раза превосходит остальные режимы. Но это необходимо для правильной оценки. Таблица приведена здесь для порядка, хотя при наличии синего фильтра эффект виден даже на этих картинках (конечно, если у вас самих откалиброван монитор ;-)).

    2. Яблоки с бананами выглядят приемлемо, хотя Movie 2 выглядит довольно грустно. Мультфильмы прекрасно смотреть и на Standard!

    3. Сразу бросается в глаза холодный тон заводских установок и нереальная цветопередача (телесный цвет).

    4. Здесь аномалии цветопередачи уже налицо.

    5. Заводские установки выглядят холодно и скучно, телесный цвет никуда не годится.

    6. Контраст на заводских установках слаб, черный практически отсутствует, на темном фоне шум.

    Теперь как всегда выводы:
    1. Очевидно, что заводские настройки имеют мало общего с правильным изображением.
    2. Большинство дисплеев можно настроить так, чтобы выводимое ими изображение соответствовало стандартам.
    3. Поскольку в случае с проектором в системе присутствует еще и экран, покрытие которого хоть и не решающе, но все-таки ощутимо влияет на изображение, калибровать следует всю систему.
    4. Не могу не похвалить первоклассный проектор Sharp Z21000, который, несмотря на далекие от идеала заводские настройки, обладает всеми возможностями для достижения изображения эталонного качества.

    Источники:
    http://chronojohn.livejournal.com/3577.html
    http://chronojohn.livejournal.com/3577.html
    http://tehnofaq.ru/flagmanskij-planshet-s-proektorom-yoga-tablet-ot-lenovo/

    Ссылка на основную публикацию